Сложная экономическая ситуация в мире, происходящая последние несколько лет, становится причиной развития миграционных тенденций, направленных на регулирование потоков рабочей силы и организацию необходимых мероприятий. При этом каждое государство разрабатывает собственную стратегию по работе с иностранными гражданами, которые приезжают в страну на заработки. Миграционная политика занимается несколькими вопросами, среди которых контроль въезда иностранных работников, их учет, организация легального трудоустройства, лишение и получение гражданства. За последние десятилетия миграционная политика стран первого мира сильно ужесточилась, главной причиной стали террористические атаки в начале 2000-х.
Несмотря на то, что власти осознают, какую роль играют мигранты в экономике страны, стратегия, которую они выбирают, не всегда оказывается верной. Основная проблема для государства в этом вопросе - найти баланс между интересами свободного рынка и национальной безопасностью. В условиях глобализации спрос на дешевый неконтролируемый законодательно труд очень высок, одновременно с этим миграционная политика больше внимания уделяет контролю границ и депортации нелегальных работников. Выходит, государство борется не с причиной, а со следствием, так как в этих условиях миллионы мигрантов сталкиваются с проблемой того, что в стране, которая привлекла их возможностями трудоустройства и более высокой зарплатой, они не могут найти легальную работу. Как результат, рост нелегальной миграции и трудоустройства, которые выгодны для экономики страны. Мигранты, которые не работают официально, - гибкая и дешевая рабочая сила, они готовы трудиться в любых условиях и не могут заявить о нарушении своих прав.
Спрос на дешевую рабочую силу есть, но большинство государств продолжает придерживаться модели стратифицированного въезда. Эта модель подразумевает запрет на въезд “нежелательных” работников, привлечение более квалифицированных мигрантов и введение ограничений на семейную миграцию. Это порождает классовое неравенство среди иностранных граждан в принимающей их стране. Ученые, профессора, бизнесмены имеют множество привилегий, а мигранты, которые занимают менее престижные должности (например, уборщики, работники сферы услуг, медсестры, сиделки) не всегда могут рассчитывать на полное соблюдение их прав и свобод. Но в наихудшем положении, как раз, оказываются мигранты-нелегалы. Именно они являются наиболее уязвимой группой в плане нарушения прав.
Эта стратификация приносит больший вред женщинам, так как в их случае присутствует еще и гендерная сегрегация. Государство выделяет больше квот именно на “мужские” сферы занятости: строительство, ремонтные и транспортные услуги, хотя спрос на труд женщин также существует, и он довольно велик, в частности, в торговле и сфере услуг. В связи с тем, что предпочтение оказывается мужчинам, нелегальная миграция среди женщин только развивается.
Права в отношении женщин-мигрантов постоянно нарушаются: среди них трудовые и право на здравоохранение, особенно сексуальное и репродуктивное. Эти вопросы не становятся приоритетными при разработке миграционной политики государства, гораздо важнее оказывается экономическая сторона вопроса. По этой причине женщины-мигранты сталкиваются с двойной дискриминацией: как женщины и как иностранки.
Для решения проблемы социального неравенства женщин-мигрантов необходимо поддержание постоянного диалога с профсоюзами, феминистскими организациями, ассоциациями мигрантов с целью контроля за соблюдением их прав. Важный шаг в решении этого вопроса - освещение проблемы в СМИ и широкие общественные дискуссии о том, как построить более эффективную модель организации женской трудовой миграции.
Особое внимание стоит уделить и проблеме здравоохранения иностранных работниц. Основная часть женщин-мигрантов молоды и не имеют больших проблем со здоровьем, но не стоит исключать несчастные случаи, связанные с плохой охраной труда в секторах, где они работают, а также психические расстройства, которые могут быть вызваны тяжелыми условиями труда. Также распространенной проблемой для женщин-мигрантов является сексуальное насилие. Такой риск в сочетании с низким социальным классом могут спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем. Стать препятствием на пути к получению услуг здравоохранения могут жесткая миграционная и социальная политика, отсутствие страховки, низкий уровень дохода, предыдущий неудачный опыт обращения к специалисту, языковой барьер, отсутствие необходимой информации, расовая дискриминация.
Для предотвращения нарушения прав и свобод женщин-мигрантов необходимо в первую очередь признать проблему существующего гендерного неравенства и признать важность роста феминизации миграции, после чего принимать определенные меры. Существует Общая рекомендация №26 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Учитывая особую степень уязвимости женщин-мигрантов, в ней подчеркивается необходимость внедрения гендерного подхода для более точного анализа положения иностранных работниц и разработки наиболее подходящей стратегии, направленной на борьбу с дискриминацией по половому признаку, эксплуатацией и жестоким обращением, которым подвергаются женщины-мигранты. В документе описаны ситуации, с которыми иностранная работница может столкнуться из-за существующего неравенства. Например, женщинам предлагается работа, связанная с традиционно предписанными ей обязанностями, например, оказание клининговых услуг, услуг по уходу за больными и так далее. Также их может ждать увольнение с работы в случае беременности, невозможность сменить работодателя, минимальная оплата труда.
При использовании гендерного подхода и тщательного анализа ситуации дело остается за принятием государственных мер. Общая рекомендация №26 предусматривает необходимость контроля не только за въездом мигрантов, но и за работой пограничных служб и других миграционных органов. Необходима проверка того, соблюдаются ли принципы недискриминации по отношению к женщинам-мигрантам. Благодаря Общей рекомендации №26 в мире уже достигнут определенный прогресс в вопросе феминизации миграции, но, к сожалению, данный документ не работает в качестве обязательного набора руководящих принципов.
При решении проблем, касающихся женской миграции, необходимо включать женщин-мигрантов в дискуссию, чтобы не воспринимать иностранных работниц как исключительно предмет научного исследования, как подопытных кроликов или жертв. Они должны позиционироваться как обладатели прав и свобод и быть движущей силой в решении вопросов различных форм дискриминации.
В силу своего более уязвимого положения женщины-мигранты особенно нуждаются в поддержке. Солиха Исаева, почетный консул Республики Таджикистан в Калининграде, уже с 2008 года занимается помощью мигрантам, но особое внимание она уделяет именно женщинам-мигрантам. Консул подчеркивает, что женщины, приезжающие в другую страну, совершенно не знают своих прав, а при появлении проблемы или столкновении с острыми формами дискриминации, они зачастую игнорируют факт нарушения их прав, так как не хотят лишних проблем для себя или для близких, которые находятся с ними в миграции. Круг вопросов, которыми она занимается, довольно широк: оформление документов, оказание консультаций, юридические услуги. Солиха уверена, что “хотя женщины - трудящиеся мигранты уязвимы, но они сильны и в нужный момент решительны, чтобы взять ответственность на себя. Главное, им надо чуть-чуть помочь.”
Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»
Нарушение прав женщин-мигрантов и проблема социального неравенства
15.08.2020
Сложная экономическая ситуация в мире, происходящая последние несколько лет, становится причиной развития миграционных тенденций, направленных на регулирование потоков рабочей силы и организацию необходимых мероприятий.