Обзор рынка продаж новых автомобилей в России за сентябрь 2021 года


Эксперты РГС Банка (банк для автомобилистов, входит в группу банка «Открытие»), проанализировали рынок продаж новых автомобилей в России за сентябрь 2021 года на основе данных Ассоциации европейского бизнеса. В первый месяц осени рынок продолжал пикировать.

Эксперты РГС Банка (банк для автомобилистов, входит в группу банка «Открытие»), проанализировали рынок продаж новых автомобилей в России за сентябрь 2021 года на основе данных Ассоциации европейского бизнеса. В первый месяц осени рынок продолжал пикировать. Продажи новых автомобилей за три квартала года все еще остаются в плюсе (+15,1%) относительно того же периода в 2020-м. Однако общая тенденция на снижение, порой плохо контролируемое авторитейлерами, выражена достаточно ярко.

Второй месяц подряд рынок переживает двузначное падение. Причем ситуация, по мнению AEB, остается крайне нестабильной, поэтому обещанную ранее корректировку общего прогноза по рынку на год ассоциация перенесла на ноябрь. Основные стоп-факторы: высокая база продаж прошлого года, продолжающийся дефицит автомобилей, растянутый во времени процесс стабилизации производства комплектующих из-за энергетического кризиса в Китае. При этом весомая причина возможного если не роста, то хотя бы поддержания продаж, по сути, только одна – страх покупателей, что тот же товар завтра будет дороже.

Продажи автомобилей

За сентябрь 2021 года все 3,6 тысячи официальных шоу-румов смогли реализовать 119 485 легковых и легких коммерческих автомобилей (без учета а/м BMW, Mercedes-Benz и Mini). Это на 22,6% меньше, чем за тот же период в 2020-м. Двузначное падение продаж августа и сентября не поменяло общий тренд трех кварталов. За 9 месяцев в 2021-м было реализовано 1 260 111 а/м (+15% к периоду январь-сентябрь 2020 года). Однако относительно 2019 года, когда за три квартала нашли покупателей 1 271 392 а/м, уже видно падение рынка в 1%. Главная причина происходящего все та же, что и в предыдущие месяцы, – отсутствие у дилеров достаточного количества машин. По ряду брендов контрактовано ведется на весну-лето будущего года.

АвтоВАЗ едва не потерял лидерство

В первой тройке лидеров рынка «Лада» опять страдает сильнее других. Продажи за сентябрь составили всего 17 189 а/м (-51% относительно сентября 2020 года). Две «сестры» – «Гранта» и «Веста» по-прежнему не могли улучшить результаты продаж прошлого периода. Так, по «Гранте» состоялось лишь 3 886 выдач клиентам – в 3,2 раза меньше, чем в сентябре 2020 года. «Весты» уезжали из дилерских центров чаще (продано 8 724 а/м, - 24%). Но до результатов лучших месяцев, когда эта модель могла продаваться по 11-12 тысяч единиц, еще далеко. Кроме того, в особенном остром дефиците оказались «Нива» и «Ларгус».

У «корейцев» в сентябре ситуация усугубилась и относительно августа текущего года, и относительно сентября в 2020-м. Так, в последний месяц лета 2021 года продажи Kia показывали падение в 13%, в сентябре «градус» снижения усилился – 16,5%. Тем не менее, в абсолютных цифрах марка реализовала за первый месяц осени 17 037 новых автомобилей – почти столько же, сколько и лидер нашего авторитейла из Тольятти. У Hyundai спад в августе составлял 19%. В сентябре марка реализовала 13 624 автомобиля (-26%). С серьезным преимуществом над другими моделями лидирует Solaris (6 258 а/м, +16%). В свою очередь самый востребованный «паркетник» нашего рынка – Creta - получила лишь 3 851 выдачу. Относительно сентября прошлого года дистрибьютор не досчитался половины продаж по этой модели (-51%). Многие дилеры могли получить от дистрибьютора в сентябре лишь десятки этих автомобилей, в то время как были заказаны сотни.

В топ-10 брендов положительной динамикой продаж в сентябре смогли похвастать три: Toyota – 10 039 а/м (+18%), ГАЗ – 5 199 а/м (+17%) и Haval – 3 513 а/м (+147%). В отрицательной «зоне» остаются Renault ¬– 7 511 а/м (-46%), Volkswagen – 7 752 а/м (-27%), Skoda – 6 438 а/м (-33%) и Nissan – 4 092 (-27%).

Среди брендов, которые на фоне низкой базы продаж прошлого периода продолжают отмечаться трехзначным ростом, остаются три. Во-первых, Chevrolet – 169 а/м (+225%). Компанию вседорожникам Tahoe и Traverse в сентябре составил новичок Trailblazer. Во-вторых, Genesis – 383 а/м (+174%). Вслед за большим кроссовером GV80 марка начала массовые поставки более компактного вседорожника GV70. И, наконец, это Opel – 230 а/м (+123%).

Отдельно стоит обратить внимание на непрекращающийся рост у ряда китайских брендов. Помимо Haval, вновь прибавили Geely и Chery. Так, дилеры Geely смогли реализовать 2 613 автомобилей (+20% к сентябрю 2020 года). Два кроссовера – Coolray и Atlas – обеспечили большую часть продаж (2,1 тысячи а/м). Автомобили Chery нашли 3 488 клиентов (+134%). Здесь лидерами остались кроссоверы Тiggo 4 и Tiggo 7 Pro.

В разрезе трех кварталов информацию AEB в этот раз предоставили BMW и Mercedes-Benz. У этих брендов сохраняется уверенная положительная динамика. «Баварцы» закончили период с результатом 35 500 автомобилей (+19,6% к периоду январь-сентябрь 2020 года), марка из Штутгарта отчиталась о продажах 35 126 легковых и легких коммерческих автомобилей (+22,4%).

В целом по рынку все иномарки за сентябрь разошлись тиражом 93 737 автомобиль, что на 16% меньше, чем в августе 2020 года, а все российские бренды показали результат 25 748 а/м (-41%).

Прогноз октября и года

Октябрь всегда оставался продуктивным месяцем для авторитейла. Это важная часть IV квартала, бренды особенно стараются, чтобы промежуточные планы продаж точнее соответствовали планам по рынку, сверстанным в первые месяцы года. Однако октябрь в 2021 не сможет изменить тенденцию по падению рынка. Прежде всего сложно будет продать столько же машин, сколько было реализовано в 10-м месяце в 2020-м – 154 164 автомобиля (без учета BMW, Mini и Mercedes-Benz).

Будет играть роль и такой стоп-фактор, как затянувшийся период рынка «продавца». В зависимости от бренда в течение года реальная цена сделки выросла на 20-40% относительно того же периода прошлого года. Часто нужно доплатить за допоборудование и оплатить наценку. Со скидкой можно получить лишь некоторые машины премиального класса. В массовых брендах по РРЦ не продают даже китайские автомобили. Клиенты продолжат откладывать покупку.

Ситуация на нашем рынке не уникальна. По итогам года в мире будет наблюдаться падение производства в объеме от семи до 10 миллионов автомобилей, снижаются объемы практически всех ключевых рынков. Продолжаются проблемы с комплектующими из Китая. В половине провинций континентальной Поднебесной ограничивают потребление электричества по причине нехватки угля и на фоне ужесточения экологических требований в преддверии зимней олимпиады 2022 года. Не изжит и дефицит полупроводников. Хотя в ряде стран в экстренном порядке запускают в строй предприятия по производству чипов. В Австрии такой завод открыли в конце сентября – на три месяца раньше запланированного, в Германии до конца текущего года также появится новое предприятие похожего формата. Положительный момент для российского производства – поддержание серьезных объемов выпуска на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». По итогам трех кварталов здесь выпустили 178,3 тысячи Hyundai и Kia – почти столько же, сколько и за 9 месяцев в 2020-м.

Пока получается, что объемы нашего рынка по итогам года скорее всего окажутся наиболее близки к прогнозу РОАД, сделанному в январе текущего года. По нему ожидается рост рынка в пределах 3%.