Онлайн-МФО кредитуют клиентов с плохой кредитной историей втрое чаще банков


Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование зависимости платежной дисциплины россиян от их кредитной истории. По данным исследования, клиентам с неидеальной кредитной историей получить средства в онлайн-МФО проще, чем где-либо. Если заемщиков, имевших в прошлом просрочки более 90 дней, там 37,5%, то в банках их 10,4%.

Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование зависимости платежной дисциплины россиян от их кредитной истории. По данным исследования, клиентам с неидеальной кредитной историей получить средства в онлайн-МФО проще, чем где-либо. Если заемщиков, имевших в прошлом просрочки более 90 дней, там 37,5%, то в банках их 10,4%.

Цель совместного исследования заключалась в том, чтобы выяснить, сложно ли получить средства в банках, онлайн-МФО и обычных МФО клиентам с плохой кредитной историей, либо вообще без нее.

В МФО – как офлайн, так и онлайн – высоки доли клиентов с долгами свыше 90 дней. Самые низкие доли в МФО приходятся на клиентов с просрочками от 30 до 90 дней. Клиенты с хорошей кредитной историей (без просрочек) – на втором месте. При этом в офлайн-МФО их доля выше.

В банках, напротив, клиенты с хорошей кредитной историей составляют большинство, 48,9% против 24,2% в офлайн-МФО и 17,4% в онлайн-компаниях.

А вот срок просроченной задолженности для банков не так важен – разница в долях клиентов с долгами 30-90 дней и свыше 90 небольшая.

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Статистика показывает, что сервисы онлайн-кредитования позволяют получить средства людям даже с неидеальной кредитной историей. При этом за год их доля выросла более чем на 6 процентных пунктов. После девальвации рубля хорошую кредитную историю не смогли сохранить очень многие, но потребность в заемных средствах у них осталась. Такие клиенты обращаются к разным кредиторам, но получить банковский кредит им гораздо сложнее, чем заем в МФО – не только в разгар кризиса, но и сейчас. В результате даже те из клиентов, кто раньше получал кредиты, сейчас пользуются онлайн-займами – для них это обычный финансовый инструмент. Онлайн-МФО умеют оценивать клиентов с неидеальной историей и эффективно работать с ними, это подтверждает гораздо более низкий по сравнению с традиционными МФО уровень просроченной задолженности».

«Различия риск-профилей клиентов у отдельных участников финансового рынка объясняется принципиально разными подходами к оценке и управлению рисками. Мы рады тому, что наша компания располагает полным спектром инструментов оценки риска, от стандартного кредитного отчета до продвинутых систем биометрической идентификации, которые могут быть полезны как банкам, так и МФО, включая онлайн», – отметил Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс».

Онлайн-МФО чаще всего не возвращают займы вовремя клиенты без кредитной истории. Из них просрочки в 2016 году допустили 56%, тогда как среди клиентов с кредитной историей таких 34,8%.

В то же время в банках и офлайн-МФО ситуация обратная – там просрочки чаще допускают клиенты с кредитной историей. Таких там 8,8% и 29,1% соответственно. А среди тех, кто кредитной истории не имел, банкам не вернули средства вовремя 5,5%, а офлайн-МФО – 21,3%.

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Если сравнивать 2016 год с 2015, становится видно, что доли клиентов, не вернувших кредиты или займы вовремя, в 2015 году были больше. Это касается и тех, кто имел кредитную историю, и тех, кто получил средства впервые, причем как в банках, так и в МФО. Это может говорить об улучшении положения заемщиков и постепенном выходе из кризиса».

Как видно из таблицы 3, самая высокая доля клиентов без кредитной истории в банках, 18,1%. За ними следуют офлайн-МФО с долей 10,7%, а в онлайн-МФО таких клиентов 2,9%. Их более высокие доли в банках и традиционных МФО объясняются возможностями для визуальной оценки клиентов, которой нет в онлайн-МФО.

Другая причина обращения клиентов без кредитной истории сразу в банки в том, что их популярность и узнаваемость гораздо выше. Банки активнее рекламируют свои услуги, и в целом о них знает гораздо больше людей. В связи с этим при возникновении потребности в заемных средствах, многие сразу вспоминают именно о них.

Сервис онлайн-кредитования Е заем

Е заем – российский проект международной финтех-компании TWINO, работающей также в Дании, Чехии, Польше, Латвии, Грузии, Мексике, Испании и Казахстане. С начала работы в 2009 году объем выдачи онлайн-займов TWINO составил более 380 млн евро.  Бизнес-процессы компании основаны на использовании высоких технологий и анализе больших данных – с их помощью Е заем выдает своим клиентам займы за несколько минут, сохраняя стабильный уровень рисков. Также в TWINO в России входит сервис онлайн-кредитования Монеза, предоставляющий за несколько минут займы до 60 тыс. рублей сроком до одного года.

Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз

Бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» является крупнейшим российским БКИ. Компания предоставляет кредитным организациям в Российской Федерации услуги по управлению рисками, аналитики и предотвращению мошенничества, которые необходимы для развития бизнеса, такие как: создание, обработка и распространение кредитных историй и отчетов по заемщикам, защита конфиденциальной информации, предоставление аналитических услуг для банков и компаний. «Эквифакс Кредит Сервисиз» имеет базу из более чем 228,4 миллионов кредитных историй по физическим лицам и организациям, пополняемую 2000 организациями на контрактной основе, что делает компанию лидером среди бюро кредитных историй в Российской Федерации. Подробная информация о Бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» представлена на официальном сайте http://www.equifax.ru/