Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства Юнити
Затянувшаяся неопределённость вынуждает бизнес перейти к сокращениям персонала. Так, по данным HH.ru, в феврале на одну вакансию в среднем приходилось 2,9 резюме не работающих на данный момент соискателей. Это более чем в полтора раза больше, чем год назад.
Опросы показывают, что выведение из штата наименее эффективных сотрудников – это антикризисная мера, которую выбирает подавляющее большинство бизнесов. К сожалению, выбор стоит между теми, кого долго искали и тщательно отбирали, и теми, кого вырастили и в кого вложили много сил и денег.
Чтобы принять решение, компании обычно опираются на несколько факторов. Первый – ситуация в отрасли. Сигналом, определяющим состояние в конкретной сфере, является проектный портфель компании. Мониторинг рынка труда, регулярно проводимый агентством Юнити, показывает, что в лучшем положении сейчас отрасли, которым государство обещало или уже оказало поддержку (например, пищевая промышленность, фармацевтика и IT-сектор). В этих направлениях сохраняется спрос на редких инженерных специалистов и квалифицированных управленцев.
При оценке ситуации учитывается и наличие дефицита персонала, особенно если компания работает в каком-то узком сегменте. Сейчас поиск высококвалифицированных и узких технических специалистов по сложности для работодателей приблизился к поиску управленцев. Поэтому многие производственные компании должны принимать решение о сокращении с оглядкой на дефицит.
Вторым фактором, определяющим меры оптимизации, является масштаб бизнеса компании. Крупные игроки имеют больше шансов на выживание. Поэтому они, как правило, идут по более длинному пути оптимизации, начиная с анализа бизнес-процессов и их оптимизации. Выводятся из штата сотрудники только после оценки их эффективности. Небольшие компании сокращают расходы, внедряя удалённые способы работы. Среди специалистов, которые в первую очередь получают предложение поработать дома за меньшие деньги: бухгалтеры, маркетологи.
Зависит решение о сокращении и от стратегии. Общим трендом стал рост спроса на продажников во всех сферах, спровоцированный снижением бизнес-активности. В кризис недостаток квалификации специалиста резко проявляется в снижении объёмов сбыта и работник становится претендентом номер один на увольнение или замену. Тактика отсева других специалистов зависит от индивидуальной стратегии. Ведь в процессе оптимизации необходимо учитывать: какое количество специалистов понадобится для решения той или иной задачи, а также то, какими компетенциями они должны обладать.
Однако сокращения носят точечный характер. Компании боятся повторить ошибки прошлого кризиса. Тогда буквально через 3-6 месяцев после волны увольнений пришлось подбирать персонал заново. Чтобы сохранить коллектив, многие компании идут на корректировки заработной платы, в частности, пропорционально сокращая вознаграждение и рабочее время или объём работ, а также временно уменьшая зарплаты (оклад или переменную часть).
В целом по рынку заметно небольшое снижение уровня оплаты труда. По данным Юнити, с середины прошлого года работодатели во многих сферах были ориентированы на нижнюю планку рыночных зарплат. А почувствовав в этом году наплыв соискателей, стараются ещё больше снизить предложение. Кандидаты тоже ощутили конкуренцию и сами умерили свои аппетиты. Среди них даже наиболее востребованные продажники. Их суммарный доход напрямую зависит от объёмов сбыта, и, понимая ситуацию, они готовы на снижение.
Осторожно, оптимизируем!
01.04.2015
Затянувшаяся неопределённость вынуждает бизнес перейти к сокращениям персонала.