«Пиринговый форум 2023»: более 70 спикеров и 750+ участников на одной площадке


В Конгресс-центре ЦМТ в Москве 29 ноября состоялся «Пиринговый форум 2023».

В Конгресс-центре ЦМТ в Москве 29 ноября состоялся «Пиринговый форум 2023». В мероприятии участвовали представители телеком- и медиаотрасли, которые обсудили ключевые вопросы развития российского рынка инфраструктуры, сервисов и видеоконтента.

«Пиринговый форум» – ведущая конференция телеком- и медиарынка, посвященная интернет-технологиям и медиарынку. Организатор мероприятия, компания MSK-IX, уже в 18-й раз собрала на одной площадке более 750 представителей операторов связи, контент-провайдеров, государственных учреждений, дата-центров и медиакомпаний. «Пиринговый форум» является знаковым событием для российского телеком-сообщества. Ежегодно на мероприятии поднимаются важнейшие вопросы, обсуждаются главные события и задаются тренды, способствующие развитию отрасли.

В этом году форум прошел в два параллельных тематических потока: «Инфраструктура и сервисы» и «Видеоконтент+», что обеспечило участникам возможность выбирать среди широкого спектра интересующих их тем. Перед участниками выступили более 70 спикеров – ведущих экспертов отрасли, делясь опытом и взглядами на текущее состояние и перспективы дальнейшего развития российского рынка.

Открывая «Пиринговый форум 2023», генеральный директор компании MSK-IX Евгений Морозов поприветствовал участников и напомнил, что за уходящий год было принято несколько законов в области телекоммуникаций, отметив при этом, что коллеги достойно приняли все вызовы рынка. Также он констатировал общий рост комьюнити, объединяющегося вокруг «Пирингового форума».

Генеральный директор «Ростелеком ЦОД» Сергей Бочкарев поблагодарил профессиональное сообщество и пожелал всем продуктивной работы. Руководитель отдела продаж MSK-IX Оксана Антипенко рассказала о том, что, несмотря на некоторые трудности, связанные с объективными факторами, структура клиентской базы компании продолжает расти и развиваться.

Технический директор MSK-IX Александр Ильин поделился рецептом приготовления капусты из яблока. В переносном смысле, конечно. И яблоком в рецепте был назван классический обмен трафиком, а капустой – дополнительные сервисы вокруг основной услуги. А директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин посвятил в «медиалогисты» команду компании «Синтерра Медиа» (цифровой партнер индустрии производства, обработки и доставки медиаконтента), совместно с которой в 2023 году MSK-IX запустила проект «Медиалогистика 2.0». Также он наградил лучших партнеров года.

Поток «Инфраструктура и сервисы» открыла техническая сессия «Сервисы и метрики». Научный руководитель проектов фонда развития сетевых технологий «Индата» Павел Храмцов рассказал о национальных доменных зонах в зеркале публичных резолверов. Представитель Qrator Labs Иван Потапов выступил с докладом об анализе сетевой связности и показал, как можно моделировать топологию сети.

Дмитрий Ипатов из Okko подробно описал устройство CDN онлайн-кинотеатра, трафик в котором раздается с региональных серверов и составляет 3,5 Тбит/с. Также он поведал о конфигурации серверов Okko и о том, как происходит взаимодействие при передаче контента и Live-сигналов. Тему CDN продолжила Елена Якупова, представляющая VK. Ее доклад был посвящен причинам развития и метрикам эффективности сервиса. Сегодня CDN компании включает 100 узлов, пропускающих трафик со скоростью более 15 Тбит/с. Система мониторинга отслеживает доступность и наличие контента в узлах. Если какой-то узел перегружен, другие запросы перенаправляются на более мощные серверы.

Секция «Стратегия технологического развития: на чем мы планируем развиваться?» началась с выступления технического директора Selectel Кирилла Малеванова. Он рассказал о технологическом развитии оборудования для сетей передачи данных в целом и о развитии российских решений в частности. По его словам, все оборудование строится на одном базовом чипе, отвечающем за передачу данных, и различие состоит только в периферических деталях. При этом даже крупные бренды используют в своем производстве покупные чипы.

Секция продолжилась панельной дискуссией «Импортозамещение: как развивать сервисы и инфраструктуру дальше?», участники которой обсудили изменения, произошедшие на телеком-рынке за последние два года, и дали прогноз, к чему готовиться в ближайшей перспективе. Глеб Хохлов из компании MITIGATOR рассказал о добросовестной конкуренции и о том, как выстраивается бизнес внутри софтверных компаний. Михаил Кадер, представляющий Positive Technologies, поделился информацией о требованиях к качеству, производительности и масштабируемости российского софта. Он отметил, что компании очень аккуратно анализируют способности новых систем выдерживать мощные нагрузки. Алексей Бахтин из RDP сделал акцент на целевых показателях компаний и рассказал о реализации программ для достижения поставленных ими целей.

Панельная дискуссия «Игры для сети и сеть для игр» началась с представления статистики, согласно которой, количество геймеров увеличилось, а доля женщин среди них существенно возросла. Алексей Пациорковский из компании Innova рассказал о проблемах технического характера, поставивших перед компанией новые вызовы несмотря на то, что ее основная деятельность – это не игровые продукты, а игровые платформы. Представитель VK Play Алексей Лыков поделился планами «порвать мировой игровой рынок» и создать свой игровой движок, а также помогать российским разработчикам создавать топовые игры.

Секция «Интернет в России ++: что ожидает отрасль?» началась с доклада Константина Колесова из «Билайна» о том, как изменился интернет в России и что будет в 2024 году. Он рассказал, что YouTube остается номером один, и пользователи выбирают именно его, а основным сервисом по трафику стал Telegram, который в уходящем году вырос на 40%.

Далее участники панельной дискуссии «Рунет 2024: риски и точки роста» обсудили текущее состояние и ближайшие перспективы развития сетей связи в России. В частности, они подняли вопросы об источниках трафика, структуре и маршрутах доставки контента и другие актуальные темы. Ольга Макарова из МТС отметила, что сейчас доля YouTube размывается, и это может быть связано с появлением новых сервисов. Telegram полностью заменил заблокированный трафик, а доля онлайн-кинотеатров в структуре трафика заметно выросла.

Поток «Видеоконтент+» открылся воркшоп-марафоном «Запуск телеканала: от идеи до зрителя. Практические методы и кейсы». Его участники, представляющие все сегменты медиарынка, на живых примерах рассказали обо всех этапах жизненного цикла нового телеканала, от принятия решения о запуске до его продвижения в социальных сетях.

Эксперт портала «Кабельщик» Елена Соловьева в качестве модератора провела дискуссию «Расходы на доставку телеканалов, кто должен платить: вещатели и/или операторы?», в которой приняли участие все заинтересованные стороны: кабельные операторы, вещатели, платформы спутниковой и наземной доставки. Директор «Медиалогистики» Григорий Кузин выразил уверенность, что оптимальной моделью является схема, при которой за доставку телеканалов платят и вещатели, и операторы, так как в этом случае все стороны защищены договорными отношениями, включающими гарантии качества услуг и другие преимущества. При этом директор ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко отметил, что нести дополнительные расходы могут только крупные операторы, а небольшие провайдеры к этому не готовы. По словам гендиректора агентства «Контакт» Марины Горбик, хорошо, когда у участников рынка есть выбор способа доставки, а вариант, когда один способ является основным, а другой резервным, является приоритетным.

В контент-шоу «Премьеры ноября-декабря 2023» представители «Триколора», «Сигнал Медиа» и «Виасата» рассказали о новых телеканалах и показали их трейлеры.

Участники панельной дискуссии «Новые законы на стыке медиа и телекома: влияние, применение, соблюдение» обсудили последние регуляторные нововведения в российской телеком- и медиаотрасли. Они сошлись во мнении, что принципы современного регулирования далеко не всегда понятны участникам рынка, некоторые законы не приносят ничего кроме дополнительных проблем, а аспекты, которые требуют вмешательства регулятора, остаются без его внимания.

Секция «Видеоконтент + голливудозамещение» началась с аналитического доклада гендиректора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова «Замещение западного контента российским и азиатским: аналитика и главные тренды». Он показал, как изменился российский рынок после ухода с него голливудских студий, и что сейчас предпочитают смотреть российские зрители. Эта тема была развита в панельной дискуссии «Национальный контент, как альтернатива западным мейджорам». Профессионалы медиарынка объяснили, что выгоднее – производить оригинальный контент или закупать восточный и латиноамериканский, и как все это монетизировать. В целом, любой контент хорош, если вещатель точно выстраивает свою бизнес-модель.

Кульминацией потока «Видеоконтент+» стал нейробаттл: «Искусственный интеллект vs Традиционное видеопроизводство. Как ИИ меняет индустрию». В его рамках адепты применения нейросетей в медиапроизводстве сошлись со сторонниками традиционного видеопродакшена чтобы выяснить: искусственный интеллект – это угроза или подспорье, как его можно применять в медиаиндустрии, а куда лучше не пускать и насколько нейросеть может заменить живых профессионалов. Рефери выступил генеральный директор компании «РуФилмс» Алексей Козуляев, под четким судейством которого стороны после обмена несколькими ударами примерились и сошлись на том, что потенциально ИИ обладает большим потенциалом, но говорить, что он может полностью вытеснить живых профессионалов из видеопродакшена пока слишком рано.

Генеральный партнер форума: «Эффорт Телеком»
Партнеры: RDP, «Цитадель», DSMCRus, «ВАС Экспертс», «Технический центр Интернет», «Ростелеком ЦОД», MITIGATOR,«Модуль», «Синтерра Медиа», АНО «ЦВКС «МСК-IX»
Аналитический партнер: ИАА TelecomDaily
Информационные партнеры: Violet Violin, «Кабельщик», НАТ, ComNews, IT-World, «Телеспутник», «Вестник связи», ICT-Online, ICT2GO, ТТС, «КлубКомТур.рф», «Цифровой океан»