Президент НО ТЦА Анна Лупашко: "Больше реальной отдачи от инвестиций!"


В России довольно сложно найти крупный инвестпроект с государственным участием, который бы в итоге обошелся бюджету в изначально заявленную сумму. Почему так происходит?

Президент НО ТЦА Анна Лупашко: "Больше реальной отдачи от инвестиций!"
Президент Национального объединения Технологического и ценового аудита
Анна Лупашко:

За последние годы мы неоднократно становились свидетелями того, как в масштабные проекты вливались огромные бюджетные средства. Со стороны могло показаться, что учет этих расходов даже не ведется – поступления в государственную казну от продажи нефти и газа перекрывали любые расходы. Олимпиада в Сочи, Саммит АТЭС на острове Русский, космодром «Восточный»… Продолжать этот ряд можно довольно долго: широкий размах русской души нашел отражение во многих крупных инвестпроектах.

Можно даже говорить о том, что в нашей стране успел сформироваться особый инвестиционный менталитет. Вкратце его можно было бы охарактеризовать как «больше пафоса – меньше реальной отдачи от инвестиций».

Но проблема существует не только в размахе, но и постоянном увеличении бюджетов по ходу реализации проекта. Взять ту же Олимпиаду в Сочи. Итоговые затраты на подготовку и проведение игр превысили плановую стоимость в 5 раз. Или, например, новый стадион для футбольного клуба «Зенит». 8 лет назад проект оценивался в 6,7 млрд рублей. А к концу 2012 года подорожал до 43,8 млрд рублей. На текущий момент возведение арены не завершено, итоговая стоимость пока не известна, зато появилась информация о том, что она будет еще выше за счет девальвации рубля и повышения стоимости строительных материалов.

Вообще в России довольно сложно найти крупный инвестпроект с государственным участием, который бы в итоге обошелся бюджету в изначально заявленную сумму. А для перечисления тех, на которых удалось сэкономить, хватит пальцев одной руки. Почему так происходит?

СМИ и общественные деятели любят винить во всем коррупцию. Действительно, коррупционная составляющая присутствует. К примеру, сейчас идет следствие по громкому делу о растрате 1,8 млрд рублей при строительстве космодрома «Восточный». 28 июля главному подозреваемому - экс-главе «Дальспецстроя» Юрию Хризману – был продлен срок ареста. А днем ранее генпрокурор России Юрий Чайка отчитался о том, что общий объем выявленных хищений составляет 7,5 млрд рублей.
Но все-таки главная проблема заключается не в коррупции как таковой, а в том, что действующая в России нормативная база имеет множество дыр, позволяющих многократно увеличивать сметы инвестпроектов и часть средств использовать, скажем так, не по прямому назначению.

К счастью, какие-то меры для повышения эффективности расходования бюджетных средств все-таки внедряются. В частности, год назад было внедрено обязательное банковское сопровождения госконтрактов, начальная цена которых превышает 10 млрд рублей. Этот механизм предусматривает мониторинг и обслуживание уполномоченным банком всех финансовых операций. И банк в данном случае выступает посредником между государством и исполнителем госконтракта. При этом постоянное наблюдение за денежными потоками ощутимо снижает шанс того, что от основного потока будет сделано небольшое ответвление в чей-то карман.

Еще один механизм, который может способствовать повышению эффективности госинвестиций – это технологический и ценовой аудит (ТЦА) проекта. В нашей стране, даже если на 100% устранить коррупционную составляющую, итоговые расходы на реализацию инвестконтракта, в большинстве случаев, все равно превышают плановые. Это происходит по той причине, что смета изначально составляется неправильно – федеральная сметно-нормативная база, несмотря на периодические корректировки, не учитывает многие современные технологии и материалы, которые могли бы оптимизировать проект и снизить затраты на его реализацию.

И как раз здесь на выручку приходит ТЦА. Проведение аудита на этапе составления сметы помогает исключить устаревшие и более затратные технологии, заменив их на более современные и эффективные. Причем схема эта успешно работает во многих странах мира. К примеру, в США с 1965 года существует Агентство по аудиту контрактов Минобороны. При бюджетных расходах на содержание Агентства на уровне $530 млн в год, годовая экономия средств достигает $2,9 млрд. Таким образом, на каждый вложенный в работу аудитора доллар, идет возврат $5,1 сэкономленных средств.

В России внедрение механизмов ТЦА идет с мая 2012 года по инициативе Владимира Путина. В 2013-14 годах технологический и ценовой аудит прошли 67 инвестконтрактов с государственным участием. Речь идет о проектах ГК «Автодор», «Трансенфти», РЖД, «Русгидро», Федеральной сетевой компании и других. Выявленная экономия составила около 60 млрд рублей.

Впрочем, несмотря на то, что ТЦА является обязательной процедурой для контрактов с государственным участием стоимостью от 1,5 млрд рублей. Но учитывать результаты аудита исполнители инвестпроектов не обязаны. Получается, что ТЦА является простой формальностью, которую госкомпании выполняют для соблюдения требований законодательства, но затем все равно остаются в рамках изначально утвержденного проекта. То есть следующим шагом, по идее, государство должно обязать исполнителей инвестконтракта с государственным участием учитывать итоги аудита.

Безусловно, ни обязательное банковское сопровождение, ни технологический и ценовой аудит, ни любой другой механизм, который гипотетически может разрабатываться Президентом и Правительством РФ, не является 100-процентной панацеей от коррупции и мегапроектов с раздутыми до неприличия бюджетами. Но все эти методы играют роль своеобразного решета, способного не пропустить совсем уж бессмысленные проекты. Кроме того, они являются отчетливым сигналом чиновникам, госкомпаниям и исполнителям инвестконтрактов: задумываться нужно не о пафосности проекта, а о его эффективности. Особенно сейчас, когда цены на энергоносители снижаются, а США и ряд европейских стран продолжают предпринимать попытки изоляции России от остального мира.


TT
0