Сельхозавиация летает в тени


В России существует нехватка авиатехники для обработки сельскохозяйственных полей, при этом действующие самолеты зачастую проводят работы нелегально.

К такому выводу пришли аналитики Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) после изучения отчетов маркетингового агентства MegaResearch. Согласно предоставленному исследованию, в нашей стране отсутствует полноценная официальная статистика об объемах обработки сельхозугодий с воздуха. Авиация фактически «ушла в тень», существуя на незаконных или «полу законных» основаниях. Сотни воздушных судов работают в полях без разрешительных документов, даже не регистрируя свои вылеты.

Контролирующие органы закрывают глаза на многие нарушения, так как успехи сельского хозяйства – одни из немногих и наиболее важных в нашей стране. «Это плюсы, которым прощаются многие минусы» - так охарактеризовал ситуацию Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра АУЗ.

Авиапарк, который обслуживает поля, морально и технически устарел. От былой славы остались воспоминания. Согласно предоставленным цифрам, за последние 25 лет объемы обработки полей с воздуха сократились в десятки раз. Причина в выводе сельхозавиации из интересов государства.

Между тем, потребность в подобной авиатехнике высочайшая: обработка сельхоз культур с воздуха позволяет увеличить урожайность до 20%. Время на обработку химикатами в период нашествия насекомых-вредителей снижается до 10 раз. То, что наземная техника делает 10 дней – самолет выполняет за 1 день.

Специализированной авиатехники не хватает потому, что ее стали меньше выпускать (и не всем аграриям по карману), а также потому, что малая авиация не способна летать на большие расстояния, поэтому каждый сельхозрегион вынужден иметь собственный авиа парк. Сегодня объемы действующего авиапарка внушительные. В масштабе страны специалисты Мегаресерч насчитали около 110 единиц такой техники у крупных официальных авиапредприятий. И еще 850 может находиться у остальных участников рынка, включая нелегальных. Но что будет с этой техникой со временем, когда она буквально начнет «разваливаться» от износа - никто не может сказать.

Специалисты АУЗ отмечают, что единичные закупки новой техники отдельными аграрными предприятиями не решат масштабных задач государства по комплексному развитию сельхозотрасли. Для этого необходимо создать централизованную структуру управления сельхозавиацией, которая обеспечит приток современной техники по оптимальной для всех цене, решит вопросы по созданию сети аэродромов, проведет обучение летного состава и т.д. Десятилетия назад эта функция лежала на плечах Министерства гражданской авиации, но разрозненные бизнесмены, по мнению АУЗ, с такими масштабными задачами не справятся.