Сервис «Госуслуги» – основа цифровизации отечественной экономики


Цифровые сервисы и инструменты все активнее внедряются в жизнь рядовых граждан России, позволяют оптимизировать взаимодействие бизнеса и государства. Так, по последним данным, с помощью соответствующего суперсервиса на «Госуслугах» подано почти 46 млн заявлений на пенсию.

Сервис «Госуслуги» – основа цифровизации отечественной экономики
Цифровые сервисы и инструменты все активнее внедряются в жизнь рядовых граждан России, позволяют оптимизировать взаимодействие бизнеса и государства. Так, по последним данным, с помощью соответствующего суперсервиса на «Госуслугах» подано почти 46 млн заявлений на пенсию. Развитие системы суперсервисов – один из приоритетов Правительства РФ. Уже сейчас их 13, они позволяют удаленно подать заявление на поступление в ВУЗ, решить ДТП, оформить различные имущественные документы и т.д. В общей сложности, на «Госуслугах» зарегистрировано 115 млн учетных записей, в том числе 3,5 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а ежедневная аудитория составляет более 11 млн человек. За прошлый год было оказано свыше 340 млн услуг.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук, Елена Тихалева ежедневно миллионы россиян пользуются различными сервисами «Госуслуг» для реализации своих субъективных прав и решения повседневных проблем. Это свидетельствует о быстрых темпах и качестве развития процессов цифровизации в нашем государстве.
В рамках выставки-форума «Россия» на ВДНХ в г. Москва заместитель председателя правительства Российской Федерации правительства Д.Н. Чернышенко отметил, что «в самых распространенных жизненных ситуациях, конечно, гражданин хочет получать услугу пакетно, которая может состоять из набора разных госуслуг. И для этого мы развиваем систему суперсервисов». Он уточнил, что на декабрь 2023 года доля госуслуг, оказываемых онлайн, достигла 45%, а более 87% справок, социальных льгот и пособий можно получить в сети. До конца 2024 года предполагается довести их количество до 100%.
В настоящее время имеющиеся на данном портале суперсервисы охватывают самые разнообразные услуги: «Правосудие онлайн», «Цифровое строительство», «Оформление европротокола», «Трудовые отношения онлайн», «Соцподдержка онлайн», «Онлайн-помощь при инвалидности», «Получение пенсии онлайн», «Поступление в вуз онлайн», «Рождение ребенка», «Цифровое исполнительное производство», «Дальвосточный и арктический гектар», «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», а также «Обжалование штрафов за нарушения ПДД онлайн».
Почти 1 млн абитуриентов воспользовались суперсервисом «Поступление в вуз онлайн». Это экономит время, поскольку отсутствует риск забыть о каких-либо достижениях или совершить ошибку при подаче документов, так как механизм унифицирован.
Для быстрого поиска информации на портале «Госуслуги» используется виртуальный помощник – Робот Макс, выполняющий каждый день огромную работу по консультированию граждан (около 1 млн человек в день). Сегодня многие посетители портала изменили модель своего поведения и доверяют Максу поиск нужных услуг.
Таким образом, происходит повышение доступности и удобства электронных услуг через активизацию деятельности цифровых сервисов и налаживание механизмов обратной связи с гражданами. Это приводит к более эффективному взаимодействию обычных людей и государственных органов, оперативному реагированию на возникающие проблемы.