Эксперты рассказали о защите прав потребителей


Ведущие передачи «Ваше право» на «Липецком времени» кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Елена Кремнева и кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Липецкого филиала РАНХиГС Мария Батова рассказали о защите прав потребителей. На что действует закон защиты прав потребителя, на какие основные моменты необходимо обращать внимание при совершении покупок дистанционно либо очно.

Эксперты рассказали о защите прав потребителей
Согласно закону покупатель может получить товар за ту цену, которая изначально указывалась на ценнике, даже если в чеке значится другая. Однако в действительности не всегда удаётся это осуществить, поскольку кассиры говорят о проблемах с базой цен, которая не обновилась, ссылаются на недавнюю инвентаризацию и другое.

«В таком случае мы должны сфотографировать тот ценник, с ценой, которая нас устраивала, по которой мы хотели приобрести товар. Тут у нас два варианта. Первый: просто написать заявление в книгу жалоб на то, что мне отказались продавать товар. Либо же купить товар по цене, которую нам завысили на кассе и потребовать уже в письменном виде разницу в этой цене. И большинство магазинов, особенно крупных сетей, если сталкиваются с такой ситуацией, то всё-таки продают по цене, которая указана на ценнике. В маленьких магазинах могут быть нюансы. Но вы должны понимать, что имеете право приобрести товар именно по ценнику. Чтобы зафиксировать, мы фотографируем ценник, сохраняем чек с завышенной ценой, в этот же день там же пишем в книгу жалоб заявление, фотографируем его. Потом обращаемся в Роспотребнадзор в том случае, если магазин сам не ответил и не вернул разницу», – объясняет Елена Кремнева.

В гражданском праве есть такое понятие как оферта – предложение заключить договор на определённых условиях. В случае магазинов цена – это и есть одно из условий оферты. Магазин выступает с предложением заключить договор купли-продажи. Отличие цены на кассе от той, что указа на ценнике – это существенное нарушение договора купли-продажи со стороны магазина. При покупке товара через интернет-магазин покупатель может действовать аналогично, используя скриншот. Однако у некоторых интернет-магазинов присутствуют прописанные правила, указывающие, что цена может отличаться. На недобросовестных продавцов можно жаловаться непосредственно маркетплейсам, если речь заходит об этих интернет-площадках.

Много жалоб возникает по поводу разницы цен при покупке товара наличными и с помощью карты. Эксперты отмечают, что магазинам запрещено предоставлять какие-то выгоды, увеличивать или уменьшать цену в зависимости способа оплаты. При использовании терминала оплаты банкам отчисляется определённый процент, поэтому оплата наличными для магазина более выгодна. Но при этом предлагать скидку в зависимости от способа оплаты незаконно. Сумма при оплате наличными или при оплате картой должна быть одинаковой.

Нередки случаи навязывания клиенту/покупателю дополнительных услуг, о которых могут даже не уведомлять. Итог – стоимость оказанных услуг увеличивается в разы по сравнению с той, на которую клиент/покупатель рассчитывал изначально. Одним из примеров являются клиники, когда пациентам назначают и проводят дополнительные анализы без их ведома.

«Конечно, вы должны подписывать сначала заказ на то, что с вами будет производиться. Если у вас берут дополнительно какие-то анализы, во-первых, вас должны ознакомить с прейскурантом и теми манипуляциями, которые будут делать. Причём вы должны давать добровольное согласие на медицинское вмешательство, на все услуги, которые вам предлагают. Поэтому очень внимательно подписываем договор. Если после того, как провели какую-то процедуру, чек вырастает в разы, то, наверное, это будет незаконно. Чаще всего это происходит не с медицинскими услугами, а с продажей товаров, когда предлагают купить дополнительную гарантию, страховку и т.д. В целом, законно предлагать купить дополнительный товар или услугу. Но когда нам говорят, что мы вам продадим товар только при условии приобретения вот этой допуслуги, это уже будет незаконно. Опять же практически от всех страховых продуктов вы можете отказаться», – говорит Елена Кремнева.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на приобретение качественных и безопасных товаров. Если вы приобрели некачественный товар и хотите получить определенные возмещения, обращайтесь с жалобой к продавцу или Роспотребнадзор, подчёркивают эксперты. Необходимо ли производить экспертизу приобретённых товаров? В основном к экспертизе покупатель прибегает в случае поломки товара. Когда покупатель считает товар некачественным, он может обратиться к продавцу, тот, в свою очередь, обязан провести проверку. При этом товар вписывается в гарантийные сроки. Если продавец не увидел проблемы в товаре, покупатель имеет право потребовать проведения экспертизы в лаборатории. В таком случае продавец за свой счёт обязан её провести. Экспертиза определит, производственный или эксплуатационный этот недостаток. Если проблемы с товаром произошли не на производстве, а в ходе эксплуатации, тогда стоимость экспертизы возмещается покупателем.