Лидерами рынка являются ноутбуки Asus и Acer. Они демонстрируют показатели хорошей марки массового сегмента. При этом Asus опережает своего конкурента практически по всем пунктам. Так, в 2010 году ноутбуки Asus приобрели 26 % опрошенных, а ноутбуки Acer - 18 %. Планируют купить в 2011 году: Asus - 22 %, Acer - 10 %. Конвертация знания марки в покупку, как у Asus, так и у Acer достаточно высока - 26 % и 21 % соответственно.
Значительно проигрывают своим конкурентам Apple и Sony. Доля тех, кто покупал когда-либо ноутбуки под марками - Apple и Sony составила 4 % и 5 % соответственно. Тем не менее, среди респондентов, планирующих покупку ноутбука в 2011 году, 15 % выказывают намерение купить Sony, и 10 % - Apple. «Значительный разрыв между планируемой и фактической покупками, скорей всего, обусловлен «не-имиджевыми» характеристиками ноутбуков этих марок – ценой, наличием в магазинах, рекомендациями продавца и т. п.», - комментирует результаты исследования Сергей Гнедков, генеральный директор FDFgroup.
Среди основных марок ноутбуков (Asus, Acer, Sony VAIO, Lenovo, HP, Toshiba) наиболее сформированный имидж имеют бренды Lenovo, которые воспринимаются, как «дешевые ноутбуки» и Sony VAIO – «дорогие и стильные ноутбуки». Имидж Acer и Asus дифференцирован слабее. Оба бренда воспринимаются, как представители «оптимального соотношения цены и качества». При этом в имидже Acer заметны факторы («дешевые ноутбуки»), а имидж Asus выгодно дополняется эмоциональной оценкой респондентов - «марка для таких, как я». Ноутбуки HP воспринимается потребителями как «надежные ноутбуки». Имидж Toshiba практически не сформирован.
Самый высокий коэффициент лояльности у ноутбуков Apple и Sony. 78 % респондентов порекомендовали бы своим знакомым и друзьям покупку ноутбука марки Apple, и 57 % - марки Sony. (Отметим, что в данном случае респондентам давали возможность выставлять оценку брендам по 10-бальной шкале и выбирать более, чем один вариант ответа). Рекомендовать марки Asus, Toshiba и Acer готовы 43 %, 43 % и 32 % респондентов соответственно. Наиболее низка доля лояльных потребителей у ноутбуков Lenovo (21 % готовы рекомендовать ноутбуки этой марки, в то время как 50 % дадут, скорей, антирекомендации).
Средняя сумма, которую потребители потратили или собираются потратить в 2011 году на приобретение ноутбука, составляет 29 500 рублей.
Интересна также разница в подходе мужчин и женщин при выборе источника информации, который может повлиять на их решение о покупке конкретного ноутбука. Мужчины более склонны к тщательному изучению потребительских характеристик. Они в большей степени полагаются на официальную информацию о продукте, изучают мнения IT-специалистов и живо интересуются публикациями по данной тематике. Так 44 % мужчин обращают свое внимание на «специализированные обзоры в интернете», тогда как доля женщин, обращающих внимание на таких обзорах – 29 %. Женщины, в свою очередь, склонны доверять советам знакомых (55 % против 28 % у мужчин прибегнут к такому каналу поиска информации о ноутбуке). Интересно, что на свое мнение респонденты полагаться не желают. Только 1 % женщин выбирает ноутбук, исходя из собственных знаний. У мужчин этот показатель также не высок – всего 4 %.
Для 27 % опрошенных самым главным фактором при выборе ноутбука является его марка. Как для мужчин (28 %), так и для женщин (25 %) бренд – один из главных приоритетов. Цена покупки важна для 26 % респондентов. На размер жесткого диска и частоту процессора обращают внимание 23 % и 17 % соответственно. Размер экрана важен для 10 %, время автономной работы – для 8 %. Такие показатели, как дизайн (6 %) и вес (3 %) ноутбуков оказались в конце списка приоритетных характеристик. Как и в вопросе о каналах получения информации о ноутбуках, здесь также наблюдается различие между покупателями-мужчинами и покупателями-женщинами. Например, для женщин вопрос цены стоит намного острее, чем для мужчин. Так, 31 % женщин ставят этот фактор на одно из первых мест, влияющих на покупку. У мужчин эта цифра составляет 22 %. Как уже было сказано выше, технические знания – не женский конек. Только 12% представительниц прекрасного пола волнуется о таком показателе, как «частота процессора», тогда как среди мужчин об этом задается вопросом 22 %. Вес и дизайн, которые на общем фоне не являются самыми важными характеристиками при выборе ноутбука, в большей степени волнуют женщин (10 % и 6 % соответственно). Ни один мужчина при выборе основных факторов дизайном вообще не озаботился. А про вес подумало только 3%.
На вопрос «Где вы купилисобираетесь покупать ноутбук?» 20 % опрошенных отметили сетевой магазин «М.Видео», еще 20 % склонились в пользу «интернет-магазинов», 14 % назвали Media Markt.
Социально-демографические характеристики:
Метод сбора информации: личное интервью на улице.
Респонденты: покупатели ноутбуков за последний год и/или те, кто только собирается купить ноутбук в течение ближайшего года. Мужчины и женщины, 18 – 65 лет, г. Москва.
Выборка: 413 респондентов.
Период проведения полевого этапа исследования: 25 февраля – 5 марта 2011 года.
Значительно проигрывают своим конкурентам Apple и Sony. Доля тех, кто покупал когда-либо ноутбуки под марками - Apple и Sony составила 4 % и 5 % соответственно. Тем не менее, среди респондентов, планирующих покупку ноутбука в 2011 году, 15 % выказывают намерение купить Sony, и 10 % - Apple. «Значительный разрыв между планируемой и фактической покупками, скорей всего, обусловлен «не-имиджевыми» характеристиками ноутбуков этих марок – ценой, наличием в магазинах, рекомендациями продавца и т. п.», - комментирует результаты исследования Сергей Гнедков, генеральный директор FDFgroup.
Среди основных марок ноутбуков (Asus, Acer, Sony VAIO, Lenovo, HP, Toshiba) наиболее сформированный имидж имеют бренды Lenovo, которые воспринимаются, как «дешевые ноутбуки» и Sony VAIO – «дорогие и стильные ноутбуки». Имидж Acer и Asus дифференцирован слабее. Оба бренда воспринимаются, как представители «оптимального соотношения цены и качества». При этом в имидже Acer заметны факторы («дешевые ноутбуки»), а имидж Asus выгодно дополняется эмоциональной оценкой респондентов - «марка для таких, как я». Ноутбуки HP воспринимается потребителями как «надежные ноутбуки». Имидж Toshiba практически не сформирован.
Самый высокий коэффициент лояльности у ноутбуков Apple и Sony. 78 % респондентов порекомендовали бы своим знакомым и друзьям покупку ноутбука марки Apple, и 57 % - марки Sony. (Отметим, что в данном случае респондентам давали возможность выставлять оценку брендам по 10-бальной шкале и выбирать более, чем один вариант ответа). Рекомендовать марки Asus, Toshiba и Acer готовы 43 %, 43 % и 32 % респондентов соответственно. Наиболее низка доля лояльных потребителей у ноутбуков Lenovo (21 % готовы рекомендовать ноутбуки этой марки, в то время как 50 % дадут, скорей, антирекомендации).
Средняя сумма, которую потребители потратили или собираются потратить в 2011 году на приобретение ноутбука, составляет 29 500 рублей.
Интересна также разница в подходе мужчин и женщин при выборе источника информации, который может повлиять на их решение о покупке конкретного ноутбука. Мужчины более склонны к тщательному изучению потребительских характеристик. Они в большей степени полагаются на официальную информацию о продукте, изучают мнения IT-специалистов и живо интересуются публикациями по данной тематике. Так 44 % мужчин обращают свое внимание на «специализированные обзоры в интернете», тогда как доля женщин, обращающих внимание на таких обзорах – 29 %. Женщины, в свою очередь, склонны доверять советам знакомых (55 % против 28 % у мужчин прибегнут к такому каналу поиска информации о ноутбуке). Интересно, что на свое мнение респонденты полагаться не желают. Только 1 % женщин выбирает ноутбук, исходя из собственных знаний. У мужчин этот показатель также не высок – всего 4 %.
Для 27 % опрошенных самым главным фактором при выборе ноутбука является его марка. Как для мужчин (28 %), так и для женщин (25 %) бренд – один из главных приоритетов. Цена покупки важна для 26 % респондентов. На размер жесткого диска и частоту процессора обращают внимание 23 % и 17 % соответственно. Размер экрана важен для 10 %, время автономной работы – для 8 %. Такие показатели, как дизайн (6 %) и вес (3 %) ноутбуков оказались в конце списка приоритетных характеристик. Как и в вопросе о каналах получения информации о ноутбуках, здесь также наблюдается различие между покупателями-мужчинами и покупателями-женщинами. Например, для женщин вопрос цены стоит намного острее, чем для мужчин. Так, 31 % женщин ставят этот фактор на одно из первых мест, влияющих на покупку. У мужчин эта цифра составляет 22 %. Как уже было сказано выше, технические знания – не женский конек. Только 12% представительниц прекрасного пола волнуется о таком показателе, как «частота процессора», тогда как среди мужчин об этом задается вопросом 22 %. Вес и дизайн, которые на общем фоне не являются самыми важными характеристиками при выборе ноутбука, в большей степени волнуют женщин (10 % и 6 % соответственно). Ни один мужчина при выборе основных факторов дизайном вообще не озаботился. А про вес подумало только 3%.
На вопрос «Где вы купилисобираетесь покупать ноутбук?» 20 % опрошенных отметили сетевой магазин «М.Видео», еще 20 % склонились в пользу «интернет-магазинов», 14 % назвали Media Markt.
Социально-демографические характеристики:
- 58 % опрошенных – потребители в возрасте от 18 до 24 лет;
- 24 % – люди от 25 до 39 лет;
- 19 % опрошенных - потребители в возрасте от 40 до 60 лет;
- 56 % - мужчины;
- 44 % - женщины;
- 40 % опрошенных имеют высшее образование.
Метод сбора информации: личное интервью на улице.
Респонденты: покупатели ноутбуков за последний год и/или те, кто только собирается купить ноутбук в течение ближайшего года. Мужчины и женщины, 18 – 65 лет, г. Москва.
Выборка: 413 респондентов.
Период проведения полевого этапа исследования: 25 февраля – 5 марта 2011 года.