Щитовые войны


Партии начали агитацию задолго до ее официального старта

Щитовые войны
Чем ближе парламентские выборы, тем веселее. Война компроматов пока не разгулялась, а вот война билбордов - уже вполне, хотя официально уличная агитация еще не разрешена. Две "России" уже делят Путина, партия власти, которой закон не писан, уже заполонила улицы российских городов своими рекламными щитами, а "яблочники" уличили молодогвардейцев в том, что те не разбирают, где свои, а где бюджетные деньги. Дальше, видимо, будет еще интереснее.

Россия в щитах
Еще со второй половины августа улицы российских городов, кроме, что характерно, Москвы, заполонили рекламные щиты с лозунгом "План Путина – Единая Россия". Сам лозунг размещен на белом фоне, а по низу - цвета российсского флага, которые, собственно, одновременно являются цветами "Единой России", и партийный логотип, чтобы никто ничего не перепутал. На все недоуменные вопросы - типа, а как же требования законодательства и ФАС, еще даже не только агитационная, но даже и избирательная кампания не началась - единороссы твердо отвечали, что реклама эта не политическая, а социальная, так как никаких призывов голосовать за партию в ней не содержится. Просто, мол, информируем граждан и все.

Процесс информирования граждан перешел в следующую стадию после публикации указа о начале избирательной кампании. Билборды "План Путина – Единая Россия" были заменены на более прямолинейные – "Единая Россия – партия Путина". Во всяком случае, такая замена была произведена на улицах Екатеринбурга, о чем 5 сентября сообщило РИА URA.RU, однако не исключено, что в других регионах эти два щита продолжают существовать параллельно.

Вообще, в регионах можно встретить множество вариаций - так, в Воронежской области замечены билборды "Единая Россия" — партия реальных дел", в Краснодарском крае - "План Путина - план Ткачева" с эмблемой "Единой России", а в Рязанской области, как сообщает газета "Коммерсант", единороссы еще в середине лета загородили своими щитами "План Путина -- реальные дела" и "Новые дороги "Единой России" ряд строительных объектов.

Информировать столичных жителей "Единая Россия" начала несколько позже, чем провинциалов, в десятых силах сентября, и разнообразила эту кампанию слоганом "План Путина - победа России" на фоне цветов российского флага. Стоит отметить, что на московских билбордах и наименование, и символика партии, кроме фоновых цветов, отсуствует. Почему в Москве единороссы предпочли такой лайт-вариант, можно только догадываться.

По информации "Коммерсанта", заказчик рекламы - Фонд поддержки "Единой России", а всего под нее в Москве выделено три тысячи рекламных поверхностей, принадлежащих компаниям News Outdoor Russia и Gallery. В СМИ неоднократно сообщалось о том, что владелец первой из них, Сергей Железняк, скорее всего, будет включен в московский список "Единой России". По данным издания, рекламная кампания единороссов рассчитана на срок до 2 октября, когда завершится предвыборный съезд партии, который утвердит федеральный список. Сдать документы в Центризбирком "Единая Россия" планирует 3-4 октября, после чего все плавно перерастет в официальную агитационную кампанию.

В общей сложности, как сообщил газете "Ведомости" глава центрального исполкома партии Андрей Воробьев, единороссы разместили по стране порядка двух с лишним тысяч своих рекламных щитов. При этом другим партиям живется далеко не так хорошо. Так, в начале сентября самарская прокуратура потребовала убрать с размещенных на городских улицах билбордов рекламу книги лидера СПС Никиты Белых "Достройка капитализма", посчитав, что этот текст является агитационным материалом СПС, который, в нарушение закона "О выборах", размещен на щитах до начала агитационного периода. При этом улицы Самары продолжают быть густо покрыты "Планом Путина". Та же ситуация и в Саратовской области - как сообщил изданию представитель местного обкома КПРФ Дмитрий Сорокин, "после подписания указа о дате выборов облизбирком разослал всем партиям письма с требованием снять все рекламные щиты. Однако почему-то щиты “Единой России” остались".

Рязанский плагиат
Между тем, не везде еще единороссы могут спать спокойно - например, в Пскове в ночь на 5 сентября четыре билборда с "Планом Путина" спалили неизвестные злоумышленники. При этом, по сообщению Псковского агентства информации, поджог щитов "Единой России" - не первый акт хулиганства, направленный на уничтожение рекламных плакатов этой партии. 22 августа билборды "План Путина – Единая Россия", размещенные на центральных улицах Пскова, были дополнены надписями "Кузя – врун".

А еще в одном регионе - в Рязани - монополия "Единой России" и вовсе оказалась нарушенной. Как пишет "Коммерсант", в городе были замечены щиты "План Путина - победа справедливости!". При этом никакого логотипа на этих билбордах нет, однако их желто-красная цветовая гамма и ключевое слово "справедливость" заставили рязанских единороссов предполагать, что щиты принадлежат "Справедливой России", лидер которой Сергей Миронов уже давно силится покуситься на святое - на имя и образ Владимира Путина.

Тут можно вспомнить трагикомичную историю годичной давности, когда Миронову, тогда еще лидеру Партии жизни (РПЖ), удалось заручиться письменным согласием Путина на использование своего изображения и положительных высказываний об РПЖ на время избирательной кампании в заксобрание Липецкой области. Тогда в области появились билборды с Мироновым и Путиным, сидящими за столом. Местные единороссы, насильно отлученные от Путина, при этом выглядели очень бледно, а руководство "Единой России" беспокоилось, что "использование Мироновым изображений президента создаст у избирателей путаницу, которая из двух — партия власти". С тех пор, правда, все уже в этом разобрались, но травма осталась - единороссы с болезненной ревностью воспринимают священное для них имя в устах Миронова, и заранее подсуетились, получив от Путина разрешение на использование его образа в своей думской предвыборной кампании. Одного они не сделали - не запатентовали словосочетание "план Путина", которое используют начиная с апреля. Всем этим в совокупности объяснятся нервная реакция "Единой России" на рязанские билборды.

По сведениям издания, некий гражданин Горелов направил в рязанский облизбирком и ЦИК жалобы на нарушение партией "Справедливая Россия" правил агитации на выборах в Госдуму и требованием в свзяи с этим снять появившиеся не-единороссовские билборды. Поддержали Горелова и местном отделении "Единой России": "Слепому видно, что заказчик - "Справедливая Россия". Мы обязательно будем добиваться того, чтобы эти щиты сняли". А Андрей Воробьев назвал появившиеся плакаты "недоразумением" и сообщил, что руководство партии будет с ними "разбираться". "Не хочу домысливать, но плакаты работают в интересах "Справедливой России", - заявил Воробьев.

Между тем, несмотря на то, что рязанское отделение "Справедливой России" открестилось от щитов "План Путина - победа справедливости!", отвественность за их размещение взяла на себя общероссийская общественная организация "За справедливую Россию!", поддерживающая соответствующую партию. А ее глава Владимир Пономаренко, который занимает второе место в курганской группе партсписка "Справедливой России", заявил изданию, что его организация не занимается политикой, а всего лишь размещает социальную рекламу, что предполагает делать и дальше в других регионах страны. "Разве "Единая Россия" приватизировала Путина? Разве мы не имеем права ссылаться на президента? Мы не пасынки. Мы тоже его уважаем", - резонно ответил Пономаренко на недовольство единороссов.

Однако социальная реклама социальной рекламе рознь. Посмотрим, будут ли столь же благосклонны к справороссам надзирающие органы. К тому же, могли бы придумать что-нибудь новенькое - налицо уж очень явный плагиат.

Молодежь на молодежь
Еще одно "дело о билбордах" зародилось в Москве. Лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин обвинил "Молодую гвардию "Единой России" в том, что та истратила на билборды, рекламирующие проект "Политзавод", почти семь миллионов рублей из столичного бюджета, выделенных на программу "Московский молодежный парламентаризм". В связи с этим Яшин написал заявление в прокуратуру с просьбой провести проверку деятельности молодогвардейцев и возбудить уголовное дело по факту нецелевого расходования бюджетных средств. Поддержал молодежь и депутат Мосгордумы от "Яблока" Сергей Митрохин, который направил в московское правительство депутатский запрос с требованием разъяснить ситуацию.

На билбордах "Политзавода", появившихся на московских улицах этим летом, было указано, что автором проекта является "Молодая гвардия", был размещен адрес сайта www.mosgvard.ru и номер телефона штаба проекта.

Как рассказал Яшин "Коммерсанту", "яблочникам" удалось выяснить, что контракты на два лота в ходе прошедшего в конце весны конкурса по размещению госзаказа на организацию и проведение мероприятий в рамках программы "Московский молодежный парламентаризм" городского госучреждения "Молодые москвичи" получило некое ООО "ТОЛИС консалтинг", которое и было единственным претендентом на эти лоты. Их общая сумма составила 6 миллионов 755 тысяч рублей. Причем, как оказалось, заместителем директора "Молодых москвичей" является зампред Молодежной палаты при Мосгордуме (именно она принимала программу "Московский молодежный парламентаризм"), а по совместительству руководитель исполкома московского городского штаба "Молодой гвардии" Роман Терюшков. А председатель совета директоров ООО "ТОЛИС консалтинг" - член московского регионального штаба "Молодой гвардии" Александр Толстых.

Сайт "ТОЛИС консалтинга" в пятницу оказался недоступен, однако "Коммерсант" успел обнаружить на нем информацию о том, что компания "выиграла тендер на рекламно-информационное сопровождение реализации проекта "Московский молодежный парламентаризм". Там же были приведены макеты плакатов, созданных в рамках этой программы, - рекламные баннеры "Политзавода".

Билборды, согласно имеющимся в распоряжении издания документам, размещалась при поддержке комиссии правительства Москвы по размещению социально значимой рекламы и информации, то есть безвозмездно, в то время как рыночная стоимость размещения таких объемов наружной рекламы, по расчетам экспертов, составляет не менее 250 тысяч долларов.

В правительстве Москвы, в ответ на запрос Митрохина, "не усмотрели нарушений федерального законодательства и нецелевого использования городского бюджета", так как "рекламный плакат программы "Политзавод 2007" размещен ГУ "Молодые москвичи" без упоминания "Молодой гвардии", а сайт mosgvard.ru "не является официальным сайтом" молодогвардейцев. Яшин, в свою очередь, считает, что "молодогвардейцы провернули очень хитрую махинацию с использованием всех своих административных ресурсов для того, чтобы самим заработать деньги и сэкономить на рекламе своего проекта". А политолог Марат Гельман в этой связи задается весьма справедливым вопросом: "Единороссы в очередной раз перепутали свой карман и карман государства. Единственное, что я не могу понять, зачем они это делают, у них что, денег нет?".

Есть. Но ведь халява... И хотя Гельман считает, что иск Яшина никаких судебных перспектив не имеет, "яблочникам" все же грех упустить такой случай - до выборов-то всего-ничего.


Татьяна Щеглова

1509
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :