Почтовый инвестор

24.01.2007

Транснациональная корпорация Naspers Limited получила блокирующий контроль над одним из самых популярных почтовых серверов России— Mail.ru

Вчера стало известно, что Naspers Limited, работающая в сфере электронных и печатных СМИ в африканских странах, Греции, Китае, Нидерландах, США и Таиланде, приобрела за $165 млн 30% акций зарегистрированной в США компании Port.ru Inc., которая владеет коммуникационным порталом Mail.ru. Сделка была заключена с компаниями Digital Sky Technologies и Tiger Global Management, которые остались в акционерной структуре Port.ru Inc.

Финансовым советником акционеров Port.ru в процессе сделки выступала управляющая компания «Ренессанс капитал».

В качестве самостоятельной компании Port.ru возникла в ноябре 1998 года, выделившись из интернет-подразделения DataArt Enterprises Inc., и занимается электронной коммерцией. Помимо Mail.ru компания Port.ru создала целый ряд тематических интернет-порталов. Однако центральным проектом компании все же было создание и развитие почтовой службы. По состоянию на декабрь 2006 года сервисами Mail.ru пользовались 24 млн уникальных посетителей в месяц, включая 21,5 млн посетителей из России, что делает портал крупнейшей в стране системой бесплатной электронной почты. Согласно финансовой отчетности компании по стандартам US GAAP за 2005 год объем выручки составил $17,3 млн, а EBITDA — $5,3 млн (рентабельность — 30,6%). Объем чистой прибыли равен $3,1 млн (рентабельность— 17,9%). Основные доходы приносит медийная и контекстная реклама.

Аналитик МДМ-банка Елена Баженова считает, что компании этого сегмента оцениваются не по рентабельности или прибыли, а по потенциалу и динамике роста. Например, в июне 2005 года холдинг Rambler Media и его акционеры в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже в секции альтернативного инвестиционного рынка разместили около 29,1% акций на сумму $44,7 млн. «При этом показатель рентабельности по EBITDA у Rambler был отрицательным»,— говорит Елена Баженова. По ее словам, $165 млн за 30%, что в четыре раза превышает размещение Rambler Media, также формировались не из расчета доходов Mail.ru.

Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков соглашается с тем, что стоимость во многом определялась динамичностью этого сегмента медиарынка. «Но если говорить о сумме сделки, то она выглядит справедливой. Такой актив, как Mail.ru, мог бы стоить и на 5–10% дороже. Но очевидно, что понижающую цену роль сыграла закрытость компании»,— считает Владислав Кочетков. По его словам, Naspers Limited давно проявляла интерес к российскому рынку, и информация о том, что она ведет переговоры о приобретении медийных активов, появлялась уже несколько раз. «Нельзя исключать, что, если Mail.ru продолжит показывать высокие темпы роста, Naspers постарается довести свой пакет до контрольного»,— считает эксперт.


НИКОЛАЙ КУЛЮШИН