«Евросети» тесно в России


Элдар Разроев поведет компанию за рубеж

«Евросети» тесно в России
В пятницу розничный продавец сотовых телефонов «Евросеть» открыл пятитысячный магазин на постсоветском пространстве, на корпус опередив каждого из своих конкурентов. На этом экспансия ретейлера в российские регионы завершится: весь 2007 год компания намерена посвятить покорению СНГ и Европы. Как отмечают эксперты, «Евросеть» достигла той точки роста, когда размер играет не в пользу компании: с увеличением числа торговых точек их эффективность снижается.

Еще в сентябре 2006 года в сети крупнейшего российского сотового ретейлера «Евросети» было 4440 торговых точек, причем около 4 тыс. в России. За три месяца, открывая магазины в основном на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, Литве, Эстонии и Молдове, отечественный торговец мобильным товаром увеличил розничную сеть до 5 тыс. салонов связи.

«Развитие сети в России в этом году будет приостановлено, мы практически достигли целевой доли рынка, то есть сейчас 99% прироста новых торговых точек будет приходиться на рынки ближнего и дальнего зарубежья», — рассказал РБК daily президент «Евросети» Элдар Разроев. Однако, по его словам, компании приходится проводить экспансию не на самых привлекательных рынках: «В бизнес-сообществе считается хорошим тоном ругать экономическое развитие российских регионов, но наш опыт показывает, что в регионах России более развитая экономика, чем в странах СНГ и Балтии».

«Угнаться за «большим братом» остальным российским сотовым ретейлерам будет непросто», — уверяет аналитик J’son&Partners Сергей Савин. Пока у конкурентов «Евросети» магазинов существенно меньше. По собственным данным компаний, в сети Dixis 1500 магазинов, «Цифрограда» — 1400, «Связного» — 1200 торговых точек, 90 из которых галереи цифровых технологий, в сети «Беталинка» 650 салонов. Впрочем, ретейлеры и не ставят целью перегнать «Евросеть» по числу магазинов. «На рынки СНГ выходить в 2007 году не планируем. Важнее не экстенсивный рост, а эффективный, — объясняет директор по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. — На данный момент рынок находится уже в той стадии, когда важно повышать эффективность уже имеющихся торговых мест».

С представителем «Связного» соглашается старший аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «С ростом розничной сети неминуемо сокращается эффективность магазинов. К примеру, сеть ИОН, насчитывающая всего около 50 салонов в Москве, на сегодняшний день остается едва ли не самым эффективным игроком рынка. «Евросеть» же достигла той точки роста, когда размер не в пользу компании». Так, по словам г-на Муртазина, сейчас один салон «Связного» продает около 340 телефонов в месяц, в то время как у «Евросети» одна точка продает около 250 аппаратов.

В среднем один магазин «Евросети» (если делить выручку компании на число торговых точек) приносит владельцам около 65 тыс. долл. выручки в месяц. Более мелкие сети получают более высокий доход с каждого салона. «Нормальный оборот с точки площадью 25—40 кв. м, позволяющий держать рентабельность на приемлемом уровне, — это 75—80 тыс. долл. в месяц, — говорит директор по PR «Цифрограда» Татьяна Москалева. — При этом мы стремимся, чтобы в нашей сети этот показатель составлял не менее 90—100 тыс. долл.». По ее словам, именно магазин площадью 25—40 кв. м позволяет получать максимальную прибыль.

Генеральный директор группы компаний Dixis Алексей Чуйкин соглашается с Москалевой: «В какой-то момент, когда в количественном выражении сеть вырастает до ожидаемых масштабов, ретейлер приходит к выводу, что в дальнейшем развиваться можно только по интенсивному пути, повышая рентабельность бизнеса и оптимизируя доходы. Задача перейти к качественному пути развития стоит и перед нашей компанией в планах на 2007 год». Пока один магазин приносит Dixis около 51, 8 тыс. долл. выручки в месяц. По словам Чуйкина, в дальнейшем самыми перспективными форматами торговых точек станут магазины площадью около 100 кв. м, при этом одну из главных позиций займет портативная цифровая техника.

По словам PR-менеджера «Беталинка» Дмитрия Березина, аналитики прогнозируют в следующем году сокращение количества торговых точек в общем по рынку с теперешних 18—20 тыс. до 12—14 тыс. «Сейчас на первое место выходит другая тенденция: в этом году основная борьба развернется за повышение эффективности продаж», — утверждает г-н Березин, уточняя, что в среднем один магазин сети «Беталинк» зарабатывает около 77 тыс. долл. в месяц с учетом приема платежей.

«Размер сети непропорционально увеличивает расходы на логистику и переоборудование торговых точек и делает сеть более уязвимой к перебоям с поставками телефонов», — рассказывает г-н Муртазин. Но, с другой стороны, добавляет он, огромные объемы продаж позволяют сети добиваться особых условий от поставщиков, а субсидирование менее прибыльных регионов за счет более доходных делает структуру сети сбалансированной и позволяет проводить более агрессивную ценовую политику при выходе в новые регионы.


АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

969
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :