Реклама теряет мобильность


С нового года мобильные билборды должны бесследно исчезнуть с наших улиц, однако владельцы передвижных рекламных щитов сдаваться не собираются. И пока региональная власть готовится к применению жестких санкций против билбордов в соответствии с новым федеральным законом, предприниматели изобретают способы камуфлирования своего бизнеса

В Федеральном законе "О рекламе", вступившем в силу 1 июля 2006 г., государство определило, что такого носителя, как мобильный билборд, быть не должно, и обозначило дату его ухода с рекламного рынка — 1 января 2007 г. Наш регион тщательно готовится к вступлению в силу новой законодательной нормы: министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Управление внутренних дел Нижегородской области и ГИБДД уже отрабатывают схемы наведения порядка. Все эти ведомства единодушно считают, что билбордам места на улицах города нет.

Сосчитать и запретить

По словам заместителя министра поддержки и развития малого предпринимательства Владимира Селезнева, ликвидация мобильных конструкций не нанесет областному бюджету никакого ущерба (тем более что владельцы билбордов, не подходивших ни под одну норму старого закона "О рекламе", в течение длительного времени не платили налогов). А вот неудобств от передвижных щитов довольно много: из-за них нельзя должным образом расчистить дороги, они часто занимают места на парковках и, перемещаясь по городу или останавливаясь на обочинах, еще больше затрудняют движение по перегруженным магистралям.

Борьба с билбордами началась задолго до вступления в силу соответствующего положения закона. "Сейчас водители билбордов привлекаются к административной ответственности за нарушение требований дорожных знаков и правил стоянки", — отметил и.о. начальника управления ГИБДД Павел Ржевский, а заведующий сектором рекламы министерства поддержки и развития малого предпринимательства Сергей Стешов добавил: "Эвакуаторы уже увозят передвижные рекламные щиты на штрафные стоянки". Правда, сегодня муниципальной штрафстоянки (а для этих целей она должна быть именно муниципальной) в Нижнем Новгороде пока нет. Такую площадку только начали готовить в районе Волжского моста, но к началу нового года ее открыть не успеют.

Зато успеют пересчитать все мобильные билборды региона (это должно сделать ГИБДД). По предварительным данным, их около 170, и подавляющее большинство из них находится в Нижнем Новгороде (например, в Кстово работает не более 10 передвижных рекламных щитов). Потом службы, задействованные в исполнении закона, окончательно распределят между собой функции по взаимодействию с нарушителями и утвердят форму протокола, который будет оформляться на предпринимателей-нелегалов. Наконец, власть до конца декабря 2006 г. встретится с владельцами билбордов и призовет их к соблюдению закона. "Билборды уже сейчас могут спокойно уходить с улиц, чтобы не создавать неприятностей ни себе, ни окружающим, — прокомментировал г-н Селезнев. — Если они не сделают этого до 1 января, последуют большие штрафы — до 500 тыс. руб. с юридического лица по одному факту нарушения".

На вопрос, что же делать с этими транспортными средствами после 1 января 2007 г., чиновники отвечали так: "На то они и предприниматели, чтобы найти автомобилям применение". В Нижнем Новгороде полтора десятка компаний, владеющих мобильными билбордами. Тем агентствам, для которых "мобильная" реклама является сопутствующим видом деятельности, придется сосредоточиться на своем основном виде бизнеса. Те же, кто делал ставку только на билборды, должны найти новое направление.

Превращение автомобиля

Описанная перспектива не устраивает владельцев передвижных рекламных щитов, и они готовы к противодействию. "Всеми поступками владельцы билбордов подчеркивали свою независимость от рекламного законодательства. И теперь, когда законодательство запретило этот носитель, они страшно обиделись", — объясняет поведение предпринимателей Сергей Стешов.

Очевидно, что вступление в силу новой законодательной нормы не сгладит конфликт между исполнителями закона и владельцами билбордов, а лишь усугубит его. В настоящее время предприниматели, заняв "выжидательно-возмущенную" позицию, создают Ассоциацию билбордистов, которая будет выступать за внесение корректив в действующий закон "О рекламе" и добиваться снятия запрета на мобильные билборды. По мнению бизнесменов, отношения с законом нужно выстроить следующим образом. Ассоциация, куда войдут рекламные агентства и владельцы билбордов, получит статус юридического лица и будет полностью отвечать за своих членов (к примеру, нести наказание за неправильно припаркованные автомобили), а предприниматели, не вошедшие в это объединение, не смогут работать в "мобильном" рекламном бизнесе.


Впрочем, предприниматели понимают, что перспектива отмены запрета на мобильный рекламный носитель слишком туманна, а перспектива полумиллионных штрафов — очевидна, и ищут лазейки в новом законодательстве. В ФЗ "О рекламе" лазейка нашлась в статье 20 "Реклама на транспортных средствах и с их использованием", которая гласит: "Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается". Но если рекламный щит на автомобиле заменить на фургон, как потом доказать: автомобиль преимущественно перевозит или преимущественно рекламирует?

"Запретом билбордов проблему не решить, — считает директор рекламного агентства, пожелавший остаться неизвестным. — Уже сейчас по городу ездят легковые автомобили, у которых рекламный щит находится на прицепе, а в будущем автомобили со щитами могут трансформироваться в грузовички с фургонами и занять на дорогах еще больше места. Тогда придется принимать новый закон и полностью запрещать рекламу на транспорте". Данному агентству, у которого "мобильно-рекламная" деятельность составляет около 20% бизнеса, проще адаптироваться к новым условиям и найти средства для переоборудования автомобилей.

Иное дело, когда реклама на билбордах является основным и единственным родом деятельности. "Я приобрел эти транспортные средства, но вскоре не смогу их использовать по назначению, — рассказывает владелец 6 билбордов, также пожелавший не раскрывать свое имя. — Это специализированные автомобили, и они не используются по-другому. Выходит, чтобы выпустить билборд на улицы города, мне придется каждый день выписывать накладные на перевозку рекламного щита либо вообще переоборудовать машину. На установку одного фургона нужно потратить 70–80 тыс. руб., а потом искать заказы на грузоперевозку, хотя это не мой профиль".

Обоим собеседникам уже пришлось столкнуться с вывозом автомобилей на штрафстоянку. По их словам, сотрудники ГИБДД мотивировали эвакуацию билборда тем, что это брошенный автомобиль, или приписывали ему несуществующие нарушения. Возвращалась машина, как правило, в разукомплектованном виде — с внешними повреждениями и испорченными шинами, а за хранение на штрафной стоянке приходилось платить около 1 тыс. руб.

Зачем же предпринимателям столько трудностей и споров с законом? Ответ прост: этот вид рекламы пользуется хорошим спросом, а значит, приносит прибыль, за которую можно побороться.


Галина Зайцева

1062
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :