Жертвы спама


Новый закон о рекламе вступил в силу, и сразу начались его массовые нарушения

Официально новый закон "О рекламе" начал действовать с 1 июля, но пессимистические настроения поразили рекламную общественность еще весной - то есть с того момента, как Госдума приняла, а президент подписал этот документ. Впрочем, уже в первых числах августа стало ясно: несмотря на ужесточения и ограничения, введенные новым законом, рекламный рынок России отнюдь не рухнул. По словам члена экспертного совета Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергея Веселова, рекламодатели, очевидно, адаптируются к ускоренному росту цен, вызванному сокращением объемов рекламы в ТВ-эфире с 20% до 15% в сутки (именно этот вопрос волнует рекламный рынок больше всего). Уже сейчас, после перезаключения контрактов с рекламодателями, можно уверенно говорить о том, что никто из них не сократил свои бюджеты на ТВ, заверил Сергей Веселов.

Униформа вместо человека

Очевидно, что все новые ограничения и правила надо как-то контролировать. Однако порядка рассмотрения дел, связанных с нарушениями закона о рекламе, до сих пор не существует. Поэтому пока Федеральная антимонопольная служба (ей положено следить за исполнением закона наряду с муниципальными органами) может только штрафовать или применять меры административного кодекса, но не может возбуждать дела.

Пока же ФАС выпускает аналитические записки и собирает Экспертный совет, где пытается разъяснить не совсем понятные положения закона. К примеру, выяснилось, что в новом законе нет четких рекомендаций относительно правил размещения рекламы на таких носителях, как уличные зонтики, шатры, тенты, легкие ограждения, витрины и некоторые иные объекты. Что, безусловно, является отличной возможностью для рекламы тех товаров, которые запрещено рекламировать на внешних конструкциях. Именно этот вопрос обсуждался на июльском Экспертном совете ФАС, но ясности пока не появилось. По всей видимости, выяснять, является ли шатер или зонтик наружной рекламой, будут депутаты Госдумы на ближайшей осенней сессии.

А на днях в адрес Союза российских пивоваров поступило письмо с новыми комментариями ФАС, которые касаются регулирования рекламы пива. Примечательно, что за разъяснением в службу обратились сами пивовары. В результате выяснилось, что "в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар; указать себя в качестве спонсора рекламодатель может в любой форме, позволяющей обозначить свое участие в спонсируемом мероприятии. Однако при размещении в рекламе указания на то, что ее спонсором является тот или иной товар (например, пиво), товарный знак, данная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской рекламы". То есть, к примеру, "Балтике" и одноименной пивоварне не повезло - у них одно имя, а вот "Клинскому" - в самый раз, поскольку его производит компания Sun Interbrew.

Кроме того, ФАС еще раз подчеркнула, что человек в униформе, участвующий в промоакции, человеком не является. А если серьезно - проведение рекламных акций с участием промоперсонала в униформе "не может рассматриваться как использование образов людей в рекламе, независимо от того, нанесены ли на их одежду товарные знаки организатора акции".

Уголовная почта

Если же говорить о первых провинившихся, то ими стали директора семи челябинских радиостанций и телеканалов, транслировавших рекламные ролики в день национального траура, 10 июля 2006 года, после авиакатастрофы аэробуса А-310 в иркутском аэропорту (согласно новому закону в такие дни страна живет без рекламы). Решение оштрафовать электронные СМИ - на 4 тысячи рублей каждое - было принято Управлением ФАС по Челябинской области.

Одни руководители СМИ объяснили трансляцию рекламных роликов своей неосведомленностью (не знали о катастрофе), другие считали, что информация о спонсорстве рекламой не является. Но, очевидно, 4 тысячи - небольшая сумма, "фасовцы" лютовать не стали и на первый раз снисходительно отнеслись к незнанию новых норм закона (штраф за нарушение рекламного законодательства для юридических лиц может достигать 500 тысяч рублей).

Однако если телевидение и радио у всех на виду и на слуху, то с другими нарушителями бороться сложно - и из-за того, что нет эффективных инструментов борьбы, и потому что органы ФАС не получили подкрепления в виде людских ресурсов.

Можно заключить пари, что каждый читатель этой статьи начиная с 1 июля продолжал обнаруживать в своей электронной почте спам. Между тем согласно новому закону "О рекламе" почтовые рассылки разрешается делать только с согласия получателей этих писем. В случае же если адресат больше не хочет получать рассылку и прямо отказался от нее, инициатор обязан прекратить посылать сообщения. Согласно июльским отчетам Лаборатории Касперского (производителя систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак) рассылка спама в первый месяц действия закона "О рекламе" только возросла. И по прогнозам специалистов, количество таких писем в ближайшем будущем вряд ли уменьшится. Чтобы избежать наказания, спамеры стали заниматься рассылками частным образом. Один из авторов закона "О рекламе", депутат Госдумы РФ Владимир Мединский, считает, что проблему можно решить введением уголовной ответственности за спамовые рассылки - как за грубое вторжение в личную жизнь.

Кроме того, любой может убедиться, как действует запрет на звуковую рекламу, которая отныне якобы не допускается как внутри транспортного средства, так и снаружи. Достаточно проехаться в маршрутном такси с жидкокристаллическими мониторами: сейчас там крутятся старые ролики со звуком, хоть слегка и приглушенным. Теперь владельцам машин придется принимать для рекламы ролики без звука - картинки крутить не запрещается.

Что касается наружной рекламы, то сегодня на щитах практически нет рассказов о слабоалкогольных коктейлях, очищенных молоком, огурца невиданных размеров или, к примеру, воды, настоянной на бруньках. Иными словами, реклама водки под видом зонтичных брендов перестала морочить голову потребителям - алкоголь теперь можно рекламировать в печатных СМИ, хотя и с ограничениями. Впрочем, кому-то все равно не хочется уходить с улицы - в Москве по-прежнему висит огромный плакат "Песен от Путинки", но немногочисленные работники территориальной ФАС уследить за всеми нарушениями не могут.

Осторожно: знаки!

А вот дорожные знаки и указатели, на которых размещена реклама, стоят повсеместно. Например, на выезде из Москвы легко можно увидеть некий дорожный указатель с расстоянием до какого-либо аэропорта, а под ним на желтом фоне - яркий логотип известного торгового дома. Между тем согласно закону "О рекламе" "распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается". После 1 июля владельцы так называемых рекламно-информационных панелей говорят, что эти панели расположены на указателях улиц и, кроме того, являются не рекламой, а дополнительной информацией. Но достаточно даже поверхностного знакомства с этой "дополнительной информацией", чтобы утверждать, что и знаки - дорожные, и панели - рекламные. К тому же компания, устанавливающая эти знаки, на своем сайте открытым текстом предлагает всем желающим именно "рекламу на знаках маршрутного ориентирования". Добавляя, что "эффективность данного вида рекламы подтверждена положительными отзывами наших клиентов".

С 1 января 2007 года ФАС станет не легче - будут введены новые ограничения. И если с запретом рекламы табака, по мнению антимонополистов, проблем быть не должно ("табачники" считаются корректными и лояльными рекламодателями), то с мобильными билбордами придется нелегко. Речь идет об автомобилях с установленными на них рекламными щитами, пропагандирующими, скажем, тот или иной товар или конкретное агентство по недвижимости. Владельцы такой рекламы уже не раз утверждали, что намерены использовать свои бренд-мобили для перевозки рекламируемых товаров внутри этого автомобиля, формально не нарушая, таким образом, закон. Впрочем, пока самые законопослушные из "мобильных билбордов" пытаются решить вопрос в легитимном порядке. Они надеются внести поправку в закон на осенней сессии Госдумы, добровольно предлагая вместо тотального запрета адекватные ограничения (въезд в центр, стоянка на перекрестках). Однако остается вопрос - будет ли эффективной такая ограниченная реклама и хватит ли работников ФАС, чтобы все это проконтролировать?


Нина Клебанова

1040
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :