Если покупатель не будет найден в течение полутора лет, издания будут закрыты. Участники рынка считают, что продать их «Системе» будет непросто.
«Система» планирует продать «Литературную газету», «Россiю» и «Метро», рассказали два менеджера АФК «Система» и источник, знакомый с планами корпорации. По словам источника, продажа связана с изменением стратегии компании. «В конце 2004 года было решено сфокусироваться на сегменте мультимедиа»,— говорит собеседник «Бизнеса». Менеджер АФК говорит, что если продать газеты не удастся в течение полутора лет, они будут закрыты, «поскольку не приносят прибыли».
У «Системы масс-медиа» остались контрольные пакеты в газетах «Метро», «Литературной газете» и 100% газеты «Россiя», а также контрольный пакет КГ «Максима» (его АФК продавать не собирается). Напомним, в сентябре 2005 года распространительская компания «Наша пресса» была продана бывшему владельцу типографии «Медиа-пресса» Якову Соскину с партнерами. В октябре владельцем ОАО «Концерн „Радиоцентр”» (радиостанция «Говорит Москва» и Общественное российское радио) стала компания «Бонавентура». А в декабре «Система» продала «Плеадес медиа групп» Алекса Шустеровича 50% ООО «Олимп», а также оператора «наружки» «ТВпроект».
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что АФК вела переговоры о продаже «Метро» с Modern Times Group (MTG), Sanoma и Metro International (MI), «но они ничем не закончились, а по „Литературке” и „Россiи” серьезных переговоров не было». Представители Sanoma и MTG опровергли эту информацию, получить комментарии MI не удалось. Собеседник «Бизнеса» оценивает стоимость «Метро» в $5 млн, «Литературки» — в $3 млн, «Россiя», по его мнению, не стоит ничего.
Участники рынка уверены, что продать медиа-активы «Системе» будет непросто. «Аудитория „Литературной газеты” непривлекательна для рекламодателей, а „Россiя”, видимо, так и не вышла на безубыточность»,— рассуждает вице-президент УК «Промсвязькапитал» (управляет «Трудом» и «Аргументами и фактами») Марина Переверзева. По ее мнению, легче всего будет продать «Метро»: «К таким активам интерес высок, о чем свидетельствует и интерес к конкурсу за продажу „Экстры-М”». Но у «Метро» нет прав на торговую марку, она принадлежит издателям одноименной петербургской газеты, возражает другой медиаменеджер. «К тому же если делать „Метро” массовым проектом, надо поднимать тираж с нынешних 500–600 тыс. до 1,5–2 млн (пассажиропоток метрополитена.— „Бизнес”). Но тогда печать и логистика поднимут стоимость рекламы до нереальной высоты. Еще одна проблема „Метро” — наличие миноритарного акционера в лице Московского метрополитена»,— рассуждает источник.
Директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев, напротив, считает, что продать газеты «Система» сможет до конца года: «Они могут представлять интерес в ближайшие два года из политических соображений. Но если „Система” не продаст их до конца этого года, процесс может затянуться». По мнению источника, знакомого с планами «Системы», покупателем «Метро» может стать непрофильный инвестор «с политическими целями», «Литературки» — миноритарии газеты.
МАРИНА НОСКОВИЧ
«Система» выходит из тиража
27.04.2006
АФК «Система» готова избавиться от своих печатных СМИ: «Литературной газеты», «Россiи» и «Метро»