Профилированные каналы

31.03.2006

Russia Today и RTVI не интересуются рейтингами в России

Несмотря на то что телевидение – зрелище, предназначенное для массового зрителя, на отечественном медиарынке имеются каналы, которые российский зритель практически не видит в силу их специфических особенностей.

Одним из таковых является активно развивающийся совместный проект РИА Новости и ВГТРК, круглосуточный информационный канал Russia Today, который хоть и вещает из Москвы, но предназначается исключительно для иностранной аудитории. Другим примером является телекомпания «Эхо-ТВ», производящая новостные программы для канала RTVI (расшифровывается как Международное русское телевидение), принадлежащего Владимиру Гусинскому и Борису Березовскому, чьи программы идут в России в основном нелегально.

По словам главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян, вещание канала осуществляется на весь мир. Однако она подчеркнула, что, поскольку канал вещает пока через спутники, ни количество зрителей, ни рейтинги пока не измеряются: «Мы пока только три месяца в эфире, дайте нам хотя бы год».

В планах – расширение и по России, и по СНГ, где в будущем предполагается открыть ряд корпунктов, географическое положение коих пока определено предварительно - это Киев, Тбилиси и Владикавказ. Сейчас, по словам Симоньян, корреспонденты ездят из Москвы в командировки.

Симоньян полагает, что более точные данные о телеаудитории будут поступать, когда канал будет распространяться и посредством кабельных сетей. Пока же, как подчеркнула руководитель канала, в работе приходится ориентироваться на отклики зрителей, которые «пишут нам письма от Палестины до Аргентины».

Что же касается аудитории, то на канале стараются понять ее качественный состав. Симоньян уверена, что «домохозяйки нас точно не смотрят. Нас смотрят очень политически активные люди – политологи, журналисты, эксперты. Во всяком случае, подавляющее большинство откликов, которые к нам приходят, связаны именно с какими-то политическими аспектами».

По ее словам, рекламодателей, желающих размещать на канале свою рекламу, немало. Плюс много заявок от кабельных сетей в Европе, которые хотят распространять сигнал. Отсутствие же на канале рекламы главный редактор объясняет тем, что «у нас пока только формируется понимание того, как это будет». В настоящее время финансирование канала осуществляется по прежней схеме: часть – бюджетные средства, часть – заемные средства из банков.

Что же касается конкуренции с кем-либо, то, по мнению Симоньян, ее нет и быть не может, поскольку, кроме Russia Today, других каналов, вещающих на английском языке из России и о России, нет. При этом она подчеркнула, что не считает, что канал Russia Today подает новости из России только со знаком плюс.

Главный редактор «Эхо-ТВ» Андрей Норкин, напротив, назвал количественный и географический состав аудитории – 15 млн. зрителей. По его словам, несмотря на то что «TNS/Gallup media нас не считает, мы можем получать рейтинги по Израилю», где RTVI опережает таких российских конкурентов, как Первый канал и НТВ.

Норкин отметил, что кроме Израиля потенциальная аудитория канала находится в своем большинстве в США, Канаде, Германии, Украине, Грузии и странах Балтии.

В Белоруссии же вещание RTVI было перед президентскими выборами прекращено. Как подчеркнул Норкин, это произошло после того, как канал запустил новую программу «Окно в Европу», «медийный проект, который подготовил Евросоюз для пропаганды демократических ценностей». Главред «Эхо-ТВ» подчеркнул, что, согласно официальной версии, произошла поломка карты приема телевизионного сигнала, «а на самом деле, видимо, сочли, что мы неправильно освещаем предвыборный белорусский процесс».

Что же касается России, то Норкин полон оптимизма. «Нас в России уже много где показывают. Был сейчас в Питере и узнал, что нас там тоже уже показывают, правда нелегально, но все же. Сейчас у нас есть несколько договоров по России с кабельными сетями. Даже российская реклама идет на канале. Наш канал интересен зрителям, иначе бы не существовал уже 4 года. А он разрастается».

Финансирование канала, который существует в двух версиях – американской и европейской, – осуществляется в основном за счет подписки и рекламы. При этом, по словам Норкина, в европейской, к которой относится и «Эхо-ТВ» в качестве московской редакции, превалируют немецкие, балтийские, израильские и украинские рекламодатели. Что же касается Гусинского, то, как подчеркнул Норкин, он может вкладывать свои деньги, если у него есть какая-то заинтересованность, в какой-то большой проект, «но пока нам нет необходимости такие проекты затевать, чтобы привлекать дополнительные деньги». «Последние два года канал приносит прибыль, мы вышли на самоокупаемость», – сказал он.

Норкин отметил, что не считает канал пропагандистским детищем Гусинского, да и российские власти сейчас значительно меньше опасаются RTVI. «Поскольку у нас нет табуированных тем, у кого-то, может быть, складывается такое впечатление, но мы работаем без оппозиционного настроя. Что происходит, то и рассказываем», – подчеркнул журналист, отметив, что «мы оранжевую революцию здесь не готовим, никого скидывать не собираемся, но не на все мероприятия с участием президента у нас есть доступ».

Тем не менее на один из недавних эфиров приходил даже спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Что же касается остальных участников политического процесса, то это в основном депутаты Госдумы, исключая представителей фракции «Единая Россия» и чиновников, которые, по словам главы телекомпании, «никуда не ходят, кроме ВГТРК и Первого канала. А потому приходится обходиться людьми, которые профессионально комментируют политику».

Норкин подчеркнул, что, кроме собственно трех часов новостного вещания, которое осуществляет его телекомпания, все остальное время на канале занимают сериалы, документальные фильмы о путешествиях и развлекательные программы, которые закупаются в том числе у российских производителей, как, например, «Жизнь прекрасна» (СТС).

В итоге в России медленно, но верно растет сеть распространения сигнала RTVI. По данным Норкина, сигнал канала, пусть и полулегально, принимается в 10 крупных городах – от Камчатки до европейской части страны.

В то же время Норкин полагает, что «неправильно сравнивать нас с Russia Today, мы не конкуренты. У нас разная целевая аудитория. У нас – русскоязычный зритель, у них – западный, который говорит на английском языке и которому якобы не хватает информации о России. Мне вообще кажется, что это бессмысленная затея, потому что человек, который действительно заинтересован в получении информации о России, не будет ее черпать только из программ Russia Today. Благо практически все западные телекомпании аккредитованы в России, есть интернет, есть печатная пресса».

Эксперты полагают, что этим каналам рейтинги пока не нужны. Как подчеркнул директор по телеизмерениям TNS/Gallup media Александр Костюк, ни Russia Today, ни RTVI «мы не видим, не мониторим, не измеряем». «Они, во-первых, нас об этом не просили, а во-вторых, спроса на внутреннем рынке про эту информацию нет», – считает он.

Костюк отметил, что рейтинги нужны для того, чтобы продавать рекламное время крупным рекламодателям первого эшелона. В данном же случае, полагает он, «тут одно из двух: или у них есть источник финансирования и они не зависят от рекламы, или они еще слишком малы и в силу этого пока не привлекают рекламодателей».

Председатель совета директоров Независимого института коммуникативистики Иосиф Дзялошинский отметил, что рассматривает канал Russia Today как пропагандистский, «который прячется в одежде информационного». В силу этого он не испытывает желания его смотреть. Что же касается RTVI, то он, по словам социолога, «конечно, тоже, как и Russia Today, профилированный канал, но он довольно живой канал, у которого полный набор телевизионных форматов, и он мне нравится».

976
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :