Борьба эта идет путем наращивания гонки вооружений, то есть новых веб-сервисов.
Начать с того, что топ-менеджер европейского отделения Microsoft несколько дней назад покусился на святое, заявив, что через полгода поиск от MS будет лучше, чем у Google. За что и получил шквал критики в блогах за излишне амбициозные планы. Между тем одновременно с поиском корпорация Билла Гейтса активно разрабатывает многие другие сервисы, в основном собирая их под зонтик проекта Live.com. Получив несколько месяцев назад от самого Гейтса директиву уделять больше внимания веб-сервисам нового поколения, разработчики и менеджеры клепают один за другим новые технологии. Начиная от простеньких веб-десктопов до неких систем защиты компьютеров пользователей (Safety Center) и офисных программ на веб-основе с джентльменским набором для создания и управления сайтами (пресловутый Office Live). Параллельно Microsoft доделывает конкурентную Google AdSense и AdWords систему размещения рекламы, в том числе на всех новоявленных проектах.
Google идет примерно тем же путем, только чаще предпочитает покупать готовые сервисы из числа многочисленных стартапов, появившихся за последние полтора-два года. Так, буквально на днях был куплен онлайновый текстовый редактор Writely.com (привет Office Live). То есть собственные разработки Google продолжает довольно стабильно выпускать, а также дорабатывать и совершенствовать старые, в том числе и базовый поисковик.
Просто иногда проще и быстрее купить что-то хорошее, чем разрабатывать самостоятельно. И конечно, все эти веб-сервисы далеко не единственная сфера применения сил работников обеих корпораций, но она больше всего на виду, просто в силу общего ажиотажа вокруг Web 2.0 и всего, что хоть каким-то боком можно к нему отнести.
В этой гонке веб-вооружений у Google, кажется, более взвешенная стратегия, в то время как Microsoft внедряет почти все последние придумки на рынке.
С одной стороны, эта борьба гигантов может означать, что популярная в последний год концепция «сервисы вместо контента» имеет свои веские причины для существования. Наверное, сейчас многочисленные стартапщики оживились в ожидании, что кто-нибудь из гигантов купит их компанию, а они наконец озолотятся. Может быть, что в ближайший год такие мечты сбудутся у очень многих.
Но вторая сторона большой битвы заключается в болезненном сходстве с ажиотажем конца девяностых, когда во главу угла ставили контент, ныне попавший в немилость как немодный. Ведь, по сути, все это нагромождение новых сервисов концептуально преследует ту же цель, что и приснопамятные порталы: в одном месте собрать всю информацию, которая может потребоваться пользователю. Чтобы сидел он на одном портале, и даже сама мысль куда-то уйти у него бы не возникала.
Только теперь идея состоит в том, чтобы собрать побольше сервисов, все, какие только могут понадобиться, опять-таки, чтобы никуда пользователь не стремился. Но замена контента на сервисы в этой системе координат не убавляет абсурдности данному подходу. То есть понятно всем, в том числе и людям в упомянутых корпорациях, что невозможно человека удержать в Сети, но желание попробовать сильнее.
Оно, в общем, не так уж и плохо, за исключением того, что гонка вооружений ведет к неоправданным инвестициям, что может аукнуться через пару лет если и не очередным лопнувшим пузырем, то хотя бы просто разочарованием.
Противостояние Live
14.03.2006
Похоже, в ближайшее время нас ожидает презанятнейшее реалити-шоу «Microsoft против Google» в борьбе за пользователей и информацию