До России дошел Starbucks


Кофейни мирового лидера появятся в России уже в следующем году: конкуренты готовятся к битве за московский рынок

Сеть кофеен Starbucks планирует открыть в России свой бизнес. Подобное желание возникало у мирового лидера уже неоднократно, но до сих пор дело ограничивалось лишь разговорами. Однако теперь компания рассчитывает до конца года найти партнера в России и начать работу.

Starbucks – это крупнейшая в мире сеть кофеен. Американская компания Interbrand совместно с журналом BusinessWeek включила Starbucks в топ-100 самых успешных мировых брендов. А исследователи из Boston Consulting Group назвали Starbucks Corporation одной из самых инновационных компаний мира наряду с Apple, Microsoft и Nokia.

Все хотят Starbucks

Более чем в 30 странах под маркой Starbucks работают 8500 кофеен и магазинов. Из них 5200 управляются непосредственно компанией Starbucks Corporation со штаб-квартирой в Сиэтле. Остальные заведения работают на условиях франчайзинга. В 2004 году продажи Starbucks превысили 5 млрд. долларов, а прибыль составила 391 млн. долларов. На европейский рынок компания впервые вышла в 1998 году, открыв кафе в Великобритании. В январе 2004 года Starbucks добралась до Франции – ведь именно европейский рынок представляется для компании наиболее перспективным. О появлении Starbucks в России говорят уже несколько лет. «О желании Starbucks выйти на российский рынок я слышу уже лет пять, - сказала газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «МД. Ресторан» Анна Людковская. – Это понятно – кофейни в Москве хорошо растут, у этого рынка еще большой потенциал и поэтому он привлекателен для такого крупного игрока, как Starbucks».

О своем интересе сотрудничать с Starbucks в свое время заявляли рестораторы Аркадий Новиков и Михаил Зельман. Ходили слухи о покупке американцами сети «Кофе Хауз» и даже об открытии собственных кафе на территории отелей Marriott в Москве. Однако до сих пор дальше разговоров дело не зашло.

В России марку Starbucks пока можно встретить лишь в гостинице «Ренессанс» на Олимпийском проспекте. Кофе Starbucks продают в кафе при отеле, но это кафе в известную сеть не входит. «Кроме того, кофе Starbucks и печенье выставляют в лобби утром для отъезжающих гостей, - рассказали газете ВЗГЛЯД в гостинице. - Это кофе можно заказать и в номер». Продажа кофе в «Ренессансе» пока единственный бизнес Starbucks в России. Но уже до конца года компания планирует найти партнера в России, определиться с форматом своего присутствия (собственное кафе или договор франшизы) и временем выхода на рынок.

Как стало известно газете ВЗГЛЯД, сейчас Starbucks выбирает партнера из числа крупных ритейловых компаний. «Это должна быть крупная компания, имеющая опыт успешного ритейла в России, причем не обязательно пищевого», - поделился критерием отбора кандидатов Starbucks гендиректор компании «Монтана Кофе» Александр Малчик.

На сегодняшний день «Монтана Кофе» остается единственным партнером американской сети в России. Правда, в этом альянсе «Монтане» отведена несколько не свойственная ей роль. Крупная компания по обжарке кофе, «Монтана Кофе», в данном случае выступает в роли дистрибьютора, доставляя в Россию кофе под маркой Starbucks с собственных заводов Starbucks. «У Starbucks огромное собственное производство, в частности три завода по производству кофе, - говорит Александр Малчик. – Естественно, что они будут использовать собственную продукцию». Поэтому сотрудничество «Монтана» с американским гигантом временное. «Мы помогаем им войти на российский рынок», - так объясняет партнерство Александр Малчик. По словам Малчика, его компания была бы заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с Starbucks Corporation, но в списке кандидатов на эту роль компания «Монтана Кофе» не значится.


Вторым будешь?

Возможное партнерство с американцами отрицают также такие крупные сети, как «Шоколадница» и «Кофе Хауз». Правда, в первой признаются, что представители Starbucks заходили в их кофейни, знакомились с ассортиментом и качеством обслуживания. «Возможно, они просто хотели узнать, насколько востребован этот бизнес в России», - поделились в отделе по связям с общественностью компании «Шоколадница». А в «Кофе Хауз» отрицают саму возможность переговоров на эту тему – компания очень активно развивается самостоятельно и уходить с рынка не собирается.

Зато, как стало известно деловой газете ВЗГЯД, в этом списке одну из верхних строчек занимает компания «Ростик Групп». Эта крупная корпорация включает в себя холдинг «Ростик ресторантс» («Американский бар энд гриль», T.G.I Friday’s, «Ростикс», «Планета суши», Santa Fe, Il Patio и др.), группу компаний «Фокус» (фототовары и фотоуслуги), туристическую компанию «Карлсон туризм», производство полуфабрикатов «Росервис» и группу компаний по управлению недвижимостью.

В самой компании будущее партнерство с Starbucks не комментируют. «Если нам поступит какое-либо предложение от сети Starbucks о сотрудничестве, мы безусловно не оставим его без внимания, - сказала деловой газете ВЗГЛЯД PR-директор корпорации «Ростик Групп» Валерия Силина. – Однако, как и раньше, мы придерживаемся точки зрения, что нам интересно сотрудничать только с теми иностранными компаниями, которые готовы инвестировать в российский ресторанный рынок. Пока же, как и все другие компании, мы слышим от СМИ только о намерениях Starbucks принести свою торговую марку в Россию».


Роспатент дал добро

В юридической компании Baker&McKenzie, которая представляет интересы Starbucks в России, газете ВЗГЛЯД не уточнили, на каком именно этапе находятся переговоры американцев с российскими кандидатами и когда именно можно будет увидеть кофейню под вывеской Starbucks. Однако признались, что активность компании в России повысилась после победы в споре за свою торговую марку.

Дело в том, что Starbucks зарегистрировал свою торговую марку в России еще в 1997 году, однако в 2002 году Роспатент аннулировал право на марку под предлогом того, что оно не использовалось в течение трех лет. Воспользовавшись ситуацией, некое российское ООО «Старбакс» зарегистрировало бренд Starbucks на свое имя. Американцы подали жалобу, которая и была удовлетворена в июле этого года. Роспатент вернул Starbucks имя, и теперь у сети нет юридических препятствий для развития бизнеса в России. В том, что он будет успешным, у экспертов сомнений нет.

«Рынок кофеен в Москве еще далек от насыщения, - считает главный редактор журнала «МД. Ресторан» Анна Людковская. – Огромный потенциал представляют собой спальные районы. Потом кофейни пойдут за пределы МКАД – сначала в рамках торговых центров, а потом и самостоятельно. Компания, успешно начавшая в Москве, со временем может открыть свой бизнес в Питере и других крупных городах».

1951
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :