Компания «Май» теряет «Викторию»


Российский дистрибьютор чая Ahmad «СДС-Эком» обратился в Роспатент с требованием аннулировать регистрацию бренда Victorian Tea за ООО «Юнайтед Фуд компани» и готовит обращение в ФАС по поводу недобросовестной конкуренции

На днях стало известно, что российский дистрибьютор Ahmad Tea – компания «СДС-Эком» обратилась в Федеральное агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) с требованием аннулировать регистрацию знака Victorian Tea, упаковка которого сходна до степени смешения с упаковкой чая Victorian Blend из линейки Ahmad. В компании также готовят обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) по поводу недобросовестной конкуренции, утверждая, что потребители часто путают два бренда и по ошибке покупают Victorian Tea вместо Victorian Blend. Торговым дистрибьютором Victorian Tea является ОАО «Компания «Май», чьи представители утверждают, что бренд Victorian был зарегистрирован на ООО «Юнайтед Фуд компани» совершенно законно, поэтому оснований для претензий у конкурентов нет. Аналитики считают, что основанием для участившихся в последнее время «брендовых» конфликтов является несовершенное законодательство, а с помощью таких методов стороны зачастую пытаются отвоевать себе рыночную долю.

Марка Victorian Tea появилась на прилавках российских магазинов летом этого года. Ее правообладателем является ООО «Юнайтед Фуд компани» (российская компания со 100%-ным участием иностранного капитала – Curtis & Patridge. – RBC daily), а функции торгового дистрибьютора в РФ осуществляет ОАО «Компания "Май"». В мае 2005 года после принятия решения о выводе бренда Victorian Tea на российский рынок ООО «Юнайтед Фуд компани» обратилось с письмом ко всем участникам рынка, которые использовали элементы данного товарного знака, с предложением прекратить их использование. В их число попала и компания «СДС-Эком».

«Наша компания получила такое письмо, поскольку в линейке Ahmad есть бренд Victorian Blend. Мы с удивлением посмотрели заявки на регистрацию и ее историю и пришли к выводу, что она была совершена спустя несколько лет после начала продаж нашего бренда, – рассказал RBC daily бренд-менеджер Ahmad Tea в России Андрей Алексеев. – Основанием для нашего протеста является тот факт, что они зарегистрировали знак, который уже был элементом нашей упаковки. По нашему мнению, слово Victorian не должно закрепляться за кем-то одним. В той же Англии, к примеру, никому не приходит в голову регистрировать словосочетание «английский завтрак». Поэтому наш ход был ответом на действия компании «Май»». По словам г-на Алексеева, «СДС-Эком» добивается того, чтобы сочетание «Викторианский чай» было неохраняемым товарным знаком и любой производитель мог им воспользоваться. Он также сообщил, что компания в настоящее время готовит документы для обращения в ФАС, чтобы начать разбирательство по недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Юнайтед Фуд компани». «Они зарегистрировали чай и выпустили упаковку, чем ввели в заблуждение потребителей. Я знаю, что были случаи, когда потребители покупали по ошибке вместо Ahmad их торговую марку», – отметил г-н Алексеев.

В ООО «Юнайтед Фуд компани» вчера комментариев получить не удалось. Официальная позиция компании заключается в том, что она является правообладателем бренда Victorian Tea и владеет полученной в установленном порядке регистрацией бренда на территории РФ. Основанием для написания письма, согласно позиции компании, является тот факт, что исключительные права на использование слова Victorian в категории «чай» принадлежат ей. 8 ноября ООО «Юнайтед Фуд компани» подало иск в Арбитражный суд Москвы с требованием запретить компании «СДС-Эком» использовать слово Victorian для производства чайной продукции.

«Компания «Май» давно и весьма аккуратно занимается охраной своей интеллектуальной собственности. Допускаю, что на этом фоне у наших конкурентов возникает соблазн списать собственные проблемы и просчеты в этой области на какие-то особенные ухищрения с нашей стороны. Но в данном случае вся разница в подходах – это разница между порядком и бардаком, – сказал RBC daily директор по внешним связям компании «Май» Павел Исаев. – Хочу особо подчеркнуть, что мы не используем инструменты недобросовестной конкуренции, как бы этого ни хотелось кому-то доказать. Живое свидетельство тому – начавшаяся сегодня масштабная рекламная кампания чая Victorian на центральном телевидении». По его словам, вполне возможно, что компания «СДС-Эком» расценивает появление этого бренда на российском рынке как серьезную угрозу ее позициям в премиальном сегменте чая и предпринимает попытки дискредитировать новый бренд на фазе начального роста.

По мнению аналитиков рынка, подобные конфликты становятся возможными из-за несовершенства законодательства. «Российское право и правоприменительная практика в отношении интеллектуальной собственности, в том числе патентное право, к сожалению, далеки от совершенства, – сказала RBC daily директор по финансовому консалтингу и корпоративным финансам компании BDO Unicon Наталья Одинцова. – Поэтому неудивительно, что в этой сфере возникает множество конфликтов и споров. В случае, когда речь идет о рынке чая, который насыщен торговыми марками и в достаточной степени конкурентен, можно скорее говорить о борьбе за долю рынка, в том числе и с использованием пробелов в законодательстве». По ее словам, ситуация, когда одна компания обвиняет другую в недобросовестной рекламе или в некорректном использовании торговой марки, для российского рынка не редкость. «Бывает так, что, например, российская компания регистрирует торговую марку, которая повторяет иностранный бренд. Потом бывает довольно сложно доказать первенство прав», – отметила г-жа Одинцова.

Между тем необходимо отметить, что конфликт развивается не в лучший для «Мая» момент. Напомним, что в прошлый вторник административная комиссия Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области официально огласила свое решение, согласно которому действия компании «Май» по производству и продаже продукции, копирующей аналоги «Орими Трэйд» – «Принцесса Гита СТС», «Принцесса Нури Отборный» и «Принцесса Нури Высокогорный», являются недобросовестной конкуренцией. Чиновники предписали провинившейся стороне в течение месяца прекратить производство и распространение всех видов чая в упаковках, имитирующих аналоги. Кроме того, «Орими Трэйд» вместе с еще двумя крупнейшими участниками рынка (среди которых была и «СДС-Эком». – RBC daily) подписала специальное заявление, адресованное компании «Май» и членам ассоциации «Росчайкофе». В документе содержится требование исключить «Май» из ассоциации в случае неисполнения решения ФАС. В документе, в частности, говорится: «Подобное поведение (компании «Май». – RBC daily) является типичным примером паразитической конкуренции – недобросовестный участник рынка, не затрачивая сил и средств, систематически использует достижения конкурентов в собственных целях, что идет вразрез с принципами деловой этики и элементарными нормами цивилизованного ведения бизнеса».

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN