Борьба за торговую марку «Гита»


Компанию «Май» уличили в недобросовестной конкуренции по отношению к «Орими Трэйд»

Во вторник получил дальнейшее развитие конфликт между чайными компаниями ООО «Орими Трэйд» и ОАО «Компания «Май» за торговую марку «Гита». Государственная комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области официально огласила свое решение, согласно которому действия компании «Май» по производству и продаже продукции, копирующей аналоги «Орими Трэйд» – «Принцесса Гита СТС, «Принцесса Нури Отборный» и «Принцесса Нури Высокогорный», являются недобросовестной конкуренцией. Чиновники предписали провинившейся стороне в течение месяца прекратить производство и распространение всех видов чая в упаковках, имитирующих аналоги. Таким образом, решение, принятое 28 октября, вступило в законную силу. Кроме того, «Орими Трэйд» вместе с еще двумя крупнейшими участниками рынка подписала специальное заявление, адресованное компании «Май» и членам ассоциации «Росчайкофе». В документе содержится требование исключить «Май» из ассоциации в случае неисполнения решения ФАС. В самом «Мае» заявляют, что решение ФАС противоречит российскому законодательству, и собираются обжаловать решение в суде.

Напомним, что в октябре 2004 г. компания «Май» начала выпуск и продажи чая под брендом «Гита». Конкуренты из питерской компании «Орими Трэйд», владеющей правами на комбинированный товарный знак «Принцесса Гита», посчитали такой шаг нарушением своих прав. В июле 2005 г. компания подала на обидчиков заявление в управление ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой признать действия «Мая» недобросовестной конкуренцией. В конце августа было подготовлено второе заявление – в Палату по патентным спорам Роспатента – с возражением против предоставления охраны марке «Гита». 28 октября питерское УФАС признало действия «Мая» нарушением закона о конкуренции.

Вчера стало известно, что государственная комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области официально объявила действия ОАО «Компания «Май», связанные с выпуском и реализацией чайной продукции, копирующей продукцию ООО «Орими Трэйд» (упаковки чая «Принцесса Гита СТС», «Принцесса Нури Отборный» и «Принцесса Нури Высокогорный»), недобросовестной конкуренцией по отношению к последней. Согласно решению службы, «Май» должен в месячный срок прекратить продажи чая в упаковках, копирующих аналоги конкурента. Кроме того, руководителю петербургского управления ФАС России рекомендовано выделить в отдельное производство дело о признании использования «Маем» словесного товарного знака «Гита» нарушением антимонопольного законодательства. Таким образом, в борьбе за бренд «Гита» перевес пока остается на стороне «Орими Трэйд».

В «Орими Трэйд» явно довольны решениями ФАС. «Вызывает чувство недоумения и сожаления то, что один из самых сильных игроков чайного сообщества (имеется в виду компания «Май». – RBC daily) позволяет себе использовать достижения конкурента, копировать его марки и манипулировать потребительским сознанием», – говорит директор по маркетингу компании «Орими Трэйд» Елена Холупко. По ее словам, недобросовестные действия компании «Май» против «Орими» являются лишь звеньями целенаправленной стратегии. В частности, г-жа Холупко отмечает, что в настоящий момент в Роспатенте находится на рассмотрении более 140 заявок «Мая» на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, в различной степени сходных с элементами оформления продукции «Орими Трэйд». Помимо этого, летом нынешнего года компания «Май» начала выпуск чая Victorian Tea, упаковки которого ассоциированы с упаковками марки «Аhmad Tea», принадлежащей компании Ahmad Tea Ltd. «Подобные ситуации вызывают опасение не только у нас, но и у всего российского чайно-кофейного сообщества, поэтому на днях руководители трех компаний, действующих на российском чайном рынке: ГК «Авалон», ООО «СДС Эком» и «Орими Трэйд», – подписали совместное заявление, в котором потребовали от компании «Май» прекратить выпуск и реализацию продукции, копирующей продукцию других участников рынка, – отметила г-жа Холупко. – В противном случае эти компании будут настаивать на исключении «Мая» из Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе»). В документе, в частности, говорится: «Подобное поведение (компании «Май». – RBC daily) является типичным примером паразитической конкуренции – недобросовестный участник рынка, не затрачивая сил и средств, систематически использует достижения конкурентов в собственных целях, что идет вразрез с принципами деловой этики и элементарными нормами цивилизованного ведения бизнеса».

В свою очередь, в компании «Май» отрицают все обвинения со стороны конкурентов и заявляют, что собираются обжаловать решения антимонопольной службы в суде. «В 1996 г. наша компания зарегистрировала товарный знак «Гита» в словесной форме, – изложил RBC daily свою версию конфликта директор по внешним связям компании «Май» Павел Исаев. – В 1999 г. «Орими Трэйд» зарегистрировала свой бренд «Принцесса Гита», но не в словесной форме, а в виде комбинированного товарного знака (изображения). У «Орими Трэйд» существует целая линейка чаев, которая называется «Принцесса». Они все разные по качеству и цене и рассчитаны на разного потребителя. Однако оформление линейки единое и предусматривает использование изображения женской головы с названием. Проблема возникла, когда «Орими Трэйд» стала разводить различные продукты в линейке по различным ценовым сегментам, оставив «Гиту» внизу и выведя наверх «Нури». Слово «принцесса» стало писаться желтым по оранжевому фону, поэтому это слово стало незаметным. В результате потребители стали путать две «Гиты». По словам г-на Исаева, «Май» пытался решить проблему путем переговоров. Однако в «Орими Трэйд» отказались идти на компромисс. «Мы ответили им, выведя на рынок «Гиту» в дизайне, близком к «Принцессе Гите», – говорит Павел Исаев. – При этом мы понимали, что это может быть расценено как недружественная мера, но это являлось защитной акцией с нашей стороны. Кроме того, мы, в отличие от конкурента, действуем на законных основаниях – у нас есть все права и регистрации на торговые марки». По его словам, компания собирается обжаловать решение ФАС: «Мы считаем, что решение принято с нарушением законодательства РФ, только с ориентацией на прецедентный подход по принципу «кто первый торговал на конкретном рынке». Кроме того, мы обжаловали действия чиновников питерского управления ФАС в прокуратуре». Он также заметил, что отсутствует ясность в том, к какому рынку относится решение питерского УФАС. «Чиновники утверждают, что решение относится ко всей территории России, но в документах это не прописано», – говорит г-н Исаев. Судя по всему, этот вопрос будет выяснять прокуратура.

Между тем в ассоциации «Росчайкофе», членами которой являются обе компании, заявляют, что ситуация очень тяжелая. «Конфликт достаточно острый, и дальнейшее его развитие может негативно сказаться на рынке, если он не получит какого-то разрешения в ближайшее время. Позиции обеих компаний понятны, однако следует учитывать, что заявление, адресованное компании «Май», подписали трое из пяти главных игроков чайного рынка России», – рассказал RBC daily гендиректор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN