Демпинг убил iRU

11.10.2005

Смогут ли выжить в острой конкурентной борьбе российские производители мобильных ПК – сейчас не берется предсказать никто

Если кратко суммировать оценки экспертов ИТ-индустрии по поводу решения компании NCA Group, выпускающей ноутбуки iRU, прекратить производство этой продукции в России, то картина получается такая, как это описано в получившем уже известность открытом письме Константина Купчика – генерального директора компании Rover Computers, крупнейшего российского производителя ноутбуков.

«Место компании iRU попытаются занять несколько никому пока не известных, но агрессивных китайских сборщиков, не способных продемонстрировать реальную заинтересованность в развитии российского компьютерного рынка, а заинтересованных лишь в одном – получив прибыль, заняться экспансией в других регионах, – уверен Константин Купчик. – Резкое снижение цен на ноутбуки, мощный демпинг со стороны иностранных производителей, для которых принципиален выход на наш рынок и завоевание все большей и большей его доли, делают жизнь российского производителя все более и более сложной».

Любопытно, что несколько дней назад руководство Rover Computers объявило о том, что переводит с ноября все производство своих ноутбуков серии Nautilus на Тайвань. «Это будет самостоятельный тайваньский брэнд, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГТ» Константин Купчик. – Объем производства – от 3–5 тысяч штук в месяц. Вызван этот шаг чисто маркетинговыми соображениями. Мы собираемся конкурировать в верхнем секторе дорогих престижных ноутбуков с такими известными мировыми брэндами, как Acer и Toshiba. Производство других линеек своих ноутбуков мы пока не планируем переводить за рубеж. Этот наш шаг был запланирован еще задолго до событий с iRU». При этом Констатин Купчик заявил, что Nautilus'ы вряд ли подорожают.

Как бы там ни было, но некоторые аналитики в связи с этим предсказывают уход с рынка вообще всех отечественных производителей. Тем более интересно узнать мнение о причинах случившегося от тех, кто дышал в затылок iRU (или – бежал ноздря в ноздрю).

«Начинать в России с нуля столь амбициозный проект, как iRU, в настоящее время опасно – это требует больших вложений в рекламу и маркетинг за очень короткие сроки, – заявил директор компании «К-Системс» Эдуард Воронецкий, комментируя ситуацию по просьбе корреспондента «НГТ». – Компания iRU смогла найти средства, однако выход брэнда на рынок совпал с моментом обострения конкуренции со стороны китайских производителей. В ценовую войну были вовлечены и российские производители ноутбуков. На мой взгляд, попытка iRU утвердиться на рынке посредством таких огромных вложений была преждевременной, поскольку в России рынок ноутбуков только развивается, их доля в общем объеме поставок компьютерной техники пока меньше, чем на развитых рынках. iRU так и не удалось добиться прибыльности и окупить свои первоначальные вложения. Перевод производства в Китай можно расценивать как начало закрытия проекта».

«К-Системс» также развивает направление ноутбуков – под торговой маркой IRBIS. Однако, по словам Эдуарда Воронецкого, «К-Системс» придерживается более осторожной политики: «Вывод этого продукта на массовый рынок осуществляется без столь значительных инвестиций в продвижение товара».

Впрочем, случившееся с iRU можно объяснить и не прибегая к аргументу об агрессивной демпинговой политике иностранных, прежде всего азиатских, производителей ноутбуков.

В беседе с корреспондентом «НГТ» специалисты представительства компании Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ высказывали мнение, что дело не столько в агрессивной ценовой политике азиатских производителей, а в том, что на сегодняшний день производство ноутбуков является высокотехнологичным процессом и обеспечить его качество стоит дорого. Именно поэтому создавать и производить конкурентоспособные ноутбуки могут только те компании, которые имеют серьезные наработки в R&D (научных и технологических исследованиях) и оснащенную производственную базу.

«Опыт последних двух лет показывает, что ожидания по развитию рынка ноутбуков аналогично рынку ПК не подтвердились, – подчеркивает Екатерина Крымова, менеджер по связям с общественностью представительства компании Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ. – Несмотря на снижение цен каждый год, более сложные и дорогие технологии, используемые в ноутбуках, не позволяют собирать ноутбуки «на коленках», как это происходило с ПК. Однако вряд ли российские производители полностью уйдут с рынка мобильных устройств. Некоторые отечественные компании делают серьезные вложения в производственную базу, строят современные предприятия. Так что у них есть шанс».

Это мнение особенно показательно, так как FSC трудно заподозрить в «агрессивном демпинге»: ее стихия – продукция дорогих ценовых категорий. Тем не менее мы поинтересовались, как исчезновение уже раскрученного ноутбучного брэнда может отразиться на изменении расстановки сил на российском рынке ноутбуков?

«Резкого изменения ситуации на рынке мобильных устройств скорее всего не произойдет, – считает Екатерина Крымова. – Однако, исходя из того, что на сегодняшний день покупательная способность населения неуклонно растет, высокотехнологичные и более дорогие модели будут занимать значительную долю рынка. Что касается низких цен на ноутбуки азиатских производителей, то цена не может падать бесконечно без ущерба для качества. Кроме того, очевидно, что эти производители вкладывают значительные деньги в маркетинговую поддержку своих ноутбуков. Возникает вопрос: насколько прибылен такой бизнес и как долго смогут азиатские производители выдержать гонку? Бесконечно торговать себе в убыток невозможно, следовательно, при дальнейшем снижении цен будет страдать качество».

Так что вопрос: демпинг убил iRU или iRU убил демпинг? – почти философский…

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN