Перспектива банкротства ведущих автомобильных производителей США «становится теперь еще не реальностью, но уже угрозой». Так ведущие аналитики отреагировали на решение агентства Moody's снизить долгосрочный кредитный рейтинг компаний Ford и General Motors до спекулятивного уровня.
После того как в начале мая этого года другое агентство – Standard & Poors также опустило рейтинги обоих автомобилестроителей и их финансовых подразделений ниже инвестиционной категории, волны пошли по всему американскому фондовому рынку: инвесторы сбрасывали бумаги указанных эмитентов и приобретали казначейские обязательства. С учетом значимости этих эмитентов реакция была неудивительной, и сейчас, по всей видимости, она станет еще более выраженной. Из всех трех «рейтингеров» только Fitch пока еще держит Ford в инвестиционной категории (BBB), правда, уже с негативным прогнозом. GM отправлен в категорию «мусор» по всем трем версиям, что грозит компании огромными проблемами. Ведь различные фонды, включая пенсионные, ранее охотно инвестировавшие в автопром, уходят из акционерного капитала отрасли, поскольку в их уставах записана невозможность вкладывать средства в бумаги, не получившие инвестиционного рейтинга.
Объем долговой нагрузки GM (290 млрд долл. на начало года) и Ford (свыше 160 млрд) значительно превышал суверенный долг России, включая его советскую часть. При этом перспективы снижения долгового бремени остаются туманными. Продажи основных моделей указанных производителей, в том числе на американском рынке, продолжают падать. Убытки основных — североамериканских — подразделений только за второй квартал 2005 г. составили 2,5 млрд долл. у GM и 820 млн долл. у Ford. Как считают эксперты, основной проблемой компаний является неудачно сделанный акцент на производстве больших и дорогих внедорожников, поедающих огромное количество топлива. В условиях стабильно высоких цен на нефть и нефтепродукты такие машины становятся для многих непозволительной роскошью. К тому же, указывают эксперты, американское правительство, хотя и отказалось от ратификации Киотского протокола, недавно вынуждено было выдвинуть собственный план борьбы с глобальным изменением климата, подразумевающий меры по «экологизации» автомобилестроения (что сулит дополнительные трудности производителям полноразмерных джипов).
Трудности GM усугубляются еще и тем, что одобренный ранее план сокращения издержек, предусматривавший главным образом сокращение числа рабочих мест на американских предприятиях компании (со 140 до 115 тыс. к 2008 г.), не встретил понимания профсоюзов. Таким образом, автомобильный гигант, несколько лет назад заполучивший основные активы Daewoo именно после нарастания финансовых трудностей последней и отказа корейских профсоюзов одобрить план оздоровления компании, теперь сам может наступить на те же грабли. Часть экспертов полагает, что уже в конце осени, если переговоры с профсоюзами не приведут к успеху, а продажи продукции не пойдут вверх, финансовые трудности компании могут усугубиться настолько, что она вынуждена будет искать защиты от кредиторов на основании 11-й статьи федерального закона о банкротстве. У Ford дела обстоят не намного лучше.
Как отмечают эксперты, GM (бренды Chevrolet, Buick, Opel, Saab, Hummer и т. д.) и Ford (Ford, Jaguar, Volvo и т. д.) в целом проигрывают соревнование с азиатскими производителями – причем не только на американском рынке, но и на европейском. В то время как продажи этих компаний падали, Toyota, Nissan и другие японские, а также корейские производители в целом наращивают производственные и финансовые показатели (причем у Nissan наблюдался в том числе и рост продаж внедорожников). Что объясняется и в целом большей экономичностью азиатских машин, нестандартными маркетинговыми ходами, а отчасти и лучшим контролем их производителей над издержками.
GM и Ford контролировали издержки, видимо, относительно хуже. GM, например, не стал переносить производство своих главных моделей, вроде Tahoe, в страны с более дешевой рабочей силой, например, в Мексику (где вообще у компании давно работает несколько предприятий) — отчасти из-за упомянутых проблем с профсоюзами, отчасти из-за неверия в качество «латинской» сборки. Однако это не избавило продукцию GM от нареканий и необходимости отзыва для исправления дефектов. В этой связи активные инвестиции американских компаний в Китай (где прежде очень высокая маржа автопроизводителей хоть и уменьшилась за последние два года, но все равно остается значительной, представляется многим экспертам верным решением — хотя собственно китайский рынок сейчас замедлил темпы роста, местный автопром имеет огромные экспортные перспективы). Приход GM и Ford в Россию также представляется логичным шагом – хотя РФ и составляет пока всего 3% мирового авторынка, но, во-первых, этот рынок стабильно растет, а во-вторых, в условиях обострившейся глобальной конкуренции и такие рынки имеют значение.
Ford и GM вышли в «мусор»
30.08.2005
Решение Moody's делает перспективу банкротства ведущих автопроизводителей не такой уж призрачной