Русские банки кормят британскую прессу


Российские банки заняли по итогам 2004 года первое место по объему размещенной рекламы в авторитетном британском журнале The Banker

Эксперты считают, что подобная пиар-активность отечественных финансово-кредитных структур не случайна: банки ищут на Западе новых партнеров, а, возможно, и новых покупателей.

Издателей The Banker поразила не только рекламная активность, проявленная российскими банками, но и то, с какой настойчивость и упорством последние стремятся рассказать западным финансистам о своих достижениях. Даже в номере журнала, посвященном почти полностью рассказу о российском банковском секторе, реклама наших заняла более 10%. При этом среди наиболее активных «пиарщиков» оказались не только коммерческие банки, такие как Промсвязьбанк и НОМОС-Банк, но и второй по величине государственный банк Внешторгбанк, который, как отмечают эксперты, в последнее время проводит достаточно агрессивную политику на российском банковском рынке.

По мнению экспертов, активная рекламная кампания российских банков на Западе будет улучшать имидж банков и способствовать привлечению новых партнеров, в том числе из числа крупных иностранных финансово-кредитных групп. По словам генерального директора Центра экономического анализа «Интерфакса» Михаила Мотовникова, первенство российских банков на европейской «рекламной ниве» можно объяснить несколькими факторами.
«Рекламу размещают в специализированых изданиях прежде всего крупные российские банки. Для них это прекрасная возможность стать более известными и «раскрученными» на иностранных финансовых рынках. Наши, проводя рекламную компанию, могут апеллировать к своей масштабности и независимости от иностранного капитала», – считает аналитик.

Правда, как подчеркивает рейтинговый эксперт Standard & Poor`s Екатерина Трофимова, налицо и недостатки, такие как непрозрачная структура российского банковского бизнеса в целом и сравнительно высокие уровни риска. Однако нерезидентов, безусловно, привлекает высокая доходность российских банков и то, что на отечественном финансовом рынке «есть где развернуться», признают аналитики. «Разворачивая столь обширные рекламные компании, российские банки намерены проложить себе дорогу на мировой рынок. Сейчас многие из них выступают в качестве заемщиков у иностранных банков и намерены развивать отношения с мировым банковским сообществом в русле партнерства. Некоторые российские банки заявили о намерении в ближайшие годы провести IPO за рубежом. Это один из показателей желания банковского сообщества России выйти на мировой рынок. Пристальное внимание российских банков к выстраиванию публичного имиджа обусловлено именно желанием привлечь иностранных партнеров», – считает эксперт Standard & Poor`s по финансовым рынкам Ирина Пенкина.

Наблюдатели отмечают, что уже второй раз за этот год российские банки становятся героями ренкинга The Banker. В июльском номере издания был опубликован традиционный рейтинг тысячи крупнейших банков мира. По его результатам стало ясно, что национальные финансово-кредитные структуры из «аутсайдеров» мировой банковской системы медленно, но верно переходят в разряд если не известных, то, по крайней мере, узнаваемых банков.

В списке за 2004 года компанию двум российским «дочкам» иностранных банков составили уже 22 отечественных банка. Сбербанк и Внешторгбанк по уже сложившейся традиции заняли первые места среди банков Центральной и Восточной Европы, хотя в общем списке The Banker оказались только на 138-й и 185-й позициях соответственно. Дебютантами стали Промышленно-строительный банк, «Русский стандарт» и Еврофинанс-Моснарбанк. Помимо того, что наших банков стало больше в списке The Banker, они продемонстрировали хорошие темпы прироста капиталов. Благодаря этому Национальный резервный банк поднялся в списке «первой тысячи» на 167 позиций, Банк Москвы – на 130, Промсвязьбанк – на 108, Международный московский банк – на 95 позиций.

The Banker — авторитетный британский ежемесячник, издаваемый с 1926 года группой Financial Times. Ежегодный ренкинг банков журнал публикует с 1970 года, а в нынешнем виде список публикуется с 1989 года. Чтобы попасть в ренкинг The Banker, нужно прислать в журнал специальную анкету и отчет о прибылях и убытках по международным стандартам. Список составляется по методике Базельского банка международных расчетов, где основным критерием является капитал первого уровня (уставный фонд плюс нераспределенная прибыль).