Счетная палата пересмотрела «Турецкий гамбит»


Проверка статьи расходов федерального канала на производство и рекламу известного кинопроекта создаст прецедент на рынке, полагают эксперты

На этой неделе Счетная палата отчиталась о результатах проверки расходов «Первого канала» на производство и рекламу фильма «Турецкий гамбит». Она была проведена по запросу депутата Государственной думы Александра Лебедева в рамках контроля расходов федерального бюджета на социальную политику, культуру, кинематографию и СМИ. Проверка, в частности, показала, что чистая прибыль канала от проката фильма составила 1,7 млн долл., а ожидаемая прибыль (после показа по ТВ и повторных показов) достигнет 5-6 млн долл. Как утверждается в отчете, «Первый» покрыл свои расходы по производству фильма и сериала, а также рекламную кампанию. Как считают эксперты, опрошенные RBC daily, прецедент проверки расходования госсредств на кино может способствовать в дальнейшем установлению большей прозрачности на кинорынке.

Фильм «Турецкий гамбит», снятый по одноименному роману Бориса Акунина, – один из самых успешных в российском прокате. Он собрал 18 млн 517 тыс. долл. Его выход сопровождала довольно активная рекламная кампания: проекты «Первого канала» традиционно получают широкую поддержку. Причем, помимо обычной рекламы – роликов, перетяжек, рекламы в прессе и на радио, в эфире самого канала упоминаний об этом проекте было столько, что можно было с уверенностью сказать – о «Турецком гамбите» знали все, даже самые нелюбознательные зрители. В конце марта депутат Госдумы Александр Лебедев направил запрос, который и послужил одним из поводов для проверки расходов на производство и рекламу фильма. Депутата, в частности, интересовал вопрос, платил ли «Первый» за рекламу фильма на канале и на какие средства его произвел. Первая реакция последовала сразу же. Представители канала напомнили, что акционерное общество с участием частного капитала не может получать бюджетные средства и «Турецкий гамбит» был снят, как и все остальные проекты канала, на деньги, получаемые от продажи коммерческой рекламы.

Счетная палата в свою очередь провела соответствующую проверку и на днях обнародовала ее результаты. Там, например, говорится, что общий валовой сбор от картины на 1 мая составил более 19 млн долл. Из них каналу причитается около 7,2 млн долл. Также «Первый» получил около 530 тыс. долл. за реализацию видеоправ на фильм. То есть всего к маю от проката «Турецкого гамбита» канал получил 7,7 млн долл., а его чистая прибыль составила 1,7 млн. Кроме того, величина ожидаемой прибыли оценена в 5-6 млн долл. за счет использования телевизионной и полнометражной версий фильма. Рекламные вложения в продвижение фильма оценены следующим образом: 573 минуты эфирного времени, выделенные на рекламу «Турецкого гамбита», стоили 2,5 млн руб., в СМИ – 10,8 млн руб., наружная реклама – 14,9 млн руб. Еще 4 млн руб. пошли на разработку логотипа, пригласительные билеты и прочую продукцию. Проверка также установила, что финансирование проекта осуществлялось за счет средств канала от рекламно-коммерческой деятельности, а бюджетные деньги привлечены не были. В целом, по оценке Счетной палаты, «Первый» возместил затраты по производству фильма, сериала «Турецкий гамбит» и рекламной кампании.

По мнению экспертов, опрошенных RBC daily, прибыль для российского рынка кинопроизводства пока еще явление из разряда уникальных. Но в случае с «Турецким гамбитом» ее появление связано в первую очередь с грамотно выстроенной рекламной и маркетинговой кампанией фильма. «Правда, меня смущает относительно низкая по сравнению с другими статьями затрат сумма на размещение роликов фильма в телеэфире, – прокомментировала RBC daily ситуацию генеральный директор In-Chart Research Group Инна Мурина. – Думаю, у сторонних организаций она была бы в несколько раз выше. Примечательно также, что рекламный бюджет этого проекта составил примерно 23% от общего производственного бюджета фильма и телесериала, тогда как в США эта доля составляет в среднем 67%. На сегодняшний момент, учитывая существующее количество экранов в России, это наиболее оптимальная схема распределения средств».

К ряду показателей участники рынка отнеслись с известным скепсисом. «Коммерчески успешных проектов в российском кинобизнесе с каждым годом становится все больше. Если раньше это был один, максимум два фильма в год, которые окупали затраты на свое производство, выпуск в прокат и рекламу, то в этом году их уже по меньшей мере 5-6, а год еще на экваторе, – рассказал RBC daily координатор проката компании «Централ Партнершип» Андрей Радько. – Связано это в первую очередь с ростом самого рынка кинопроката, а также с тем, что кинокомпании с каждым годом производят все более качественный продукт, совершенствуя при этом тактику и стратегию продвижения на рынок отечественных фильмов. Что касается случая с «Турецким гамбитом», то здесь не ставилась задача получения прибыли, и это всем понятно. Насколько удачен бизнес-план, если прибыль от проекта выходит на порядок или два меньше вложенных средств?» По мнению г-на Радько, сегодня ни один продюсер не может себе позволить проектов такого рода, как «Турецкий гамбит». «Дело не в качестве и стоимости производства такого фильма, – говорит он. – На сегодняшний день есть фильмы и хуже, и лучше. Просто такой объем рекламы невозможно получить, как невозможно посчитать «в деньгах» PR, который делался на «Первом канале», когда почти в каждой программе упоминался "Турецкий гамбит"».

Что же касается собственно проверки Счетной палаты, то, по мнению участников рынка, в ней ничего удивительного нет. Например, как сказал RBC daily глава Московского союза кинематографистов Владилен Арсеньев, государство вправе потребовать отчет у канала, поскольку за ним остается решающее слово. «Впрочем, этот факт можно рассматривать и как недоверие к "Первому каналу"», – сказал он. Напомним, что несколько лет назад у Счетной палаты уже возникали претензии к каналу. Впрочем, куда важнее другой момент: подобная проверка свидетельствует о том, что на российский кинобизнес обратили внимание. «Для меня очевидны плюсы этой ситуации: любой бизнес должен подвергаться аудиторской проверке, а российский кинопроизводственный бизнес в этом плане был раньше исключением, – сказала RBC daily Инна Мурина. – Кроме того, далеко не каждый продюсер сегодня в состоянии отчитаться о затратах на производство и рекламу, и тот факт, что продюсеры «Турецкого гамбита» это сделали, свидетельствует в их пользу. Наконец, в мировой практике кинобизнеса абсолютно нормальным считается практика афишировать свои расходы на рекламу и маркетинг. Надеюсь, данный случай станет хорошим прецедентом для ее внедрения и в нашей стране». Правда, некоторые собеседники RBC daily считают, что говорить о полной открытости кинорынка пока рано. Хотя бы, по мнению Андрея Радько, из-за нежелания компаний раскрывать свои технологии продвижения фильмов на рынке.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке