"Давно пора развеять миф о том, что маркетинговые исследования не нужны малому бизнесу"


Такое мнение озвучил президент Гильдии маркетологов И. Березин на Первом Евразийском Форуме маркетологов

На открытии Первого Евразийского Форума маркетологов президент Гильдии маркетологов И. Березин отметил, что рынки стран ЕвраЗЭС – России, Украины, Республики Беларусь и Казахстана сходны по экономическому развитию. Это связано с ростом потребительского рынка, усилением конкуренции и поведением потребителей в этих странах. И. Березин выразил уверенность, что работа двухдневного форума, на котором специалисты из разных стран обменяются информацией, мнениями и опытом, в конечном итоге решит главную задачу – повышения качества маргетинговых услуг.

В интервью ИА «Альянс Медиа» об особенностях современного потребительского рынка России, И. Березин отметил, что считает главным формирование среднего сегмента на рынке. Если в начале 90-х на потребительском рынке сществовалол только 2 полярных сегмента - очень богатые и очень бедные, то за последние 8-10 лет сформировался перспективный и емкий средний сегмент. «Это произошло не сегодня и не завтра закончится, средний сегмент будет нарастать по всем направлениям потребительского рынка», - утверждает специалист в области маркетинга.

Еще одна важная тенденция сегодняшнего дня, по его мнению, - на российском потребительском рынке появился грамотный потребитель. Такое понятие как «простой потребитель», по словам И. Березина, осталось «только как фигура речи», на самом деле на рынке есть два вида потребителя – "невовлеченный, ориентированный только на цену, и вовлеченный". И. Березин утверждает, что вовлеченный потребитель очень хорошо разбирается в товарах, правда, зачастую только на одном сегменте рынка. Если речь идет об одежде, то такой потребитель знает все о самых модных марках, прекрасно разбирается в качестве продукции, и главное – планирует покупки только на момент распродаж. В то же время, он может быть совершенно некомпетентным на рынке аксессуаров, хотя эти сегменты рынка очень близки. Президент Гильдии маркетологов утверждает, что группы подобных потребителей постепенно образуются практически во всех сегментах потребительского рынка.

И. Березин также подчеркнул, что считает порочным взгляд на потребительский рынок только с точки зрения такого мегаполиса, как Москва, или, напротив, изучая только его особенности на Чукотке. Он считает, что такие регионы как Чукотка не могут быть показательны в изучении рынка, поскольку на Чукотке проживает слишком мало людей, а реальное состояние потребительского рынка определяет жизнь мегаполиса. Средний класс - это явление городское, заметил президент Гильдии маркетологов, процитировав высказывание немецкого социолога Макса Вебера: «Средний класс- это лучшие люди города».

По утверждению И. Березина, новые тенденции спроса на потребительском рынке задают именно мегаполисы, крупные региональные центры. Причем, по его оценкам, нет существенного разрыва между такими мегаполисами как Москва или, скажем, Екатеринбург. Более того: не слишком «богатый» город Саратов, тоже ни в чем не уступает другим региональным столицам. «Потребительский рынок исследуется по канонам именно городской жизни», - утверждает И. Березин. Он объясняет это простой формулой – местную моду на те или иные товары и услуги сельские жители перенимают именно в областных центрах. По мнению маркетолога, так есть и так будет.

В интервью» И. Березин также уделил внимание проблемам малого бизнеса и ответил на вопрос, насколько реальна возможность для частного предпринимателя заказать собственное маркетинговое исследование, не довольствуясь одной только собственной смекалкой.

Маркетолог подчеркнул, что смекалка, безусловно, важна, так же, как и не обойтись на рынке и без предпринимательского чутья. В то же время И. Березин считат, что "давно пора развеять миф о том, что маркетинговые исследования не нужны малому бизнесу, и к тому же слишком дорого стоят2. Владельцу небольшого кафе он рекомендует почаще общаться с посетителями, прислушиваясь к пожеланиям и претензиям клиентов, и таким образом проводить собственное маркетинговое исследование. Но если речь идет о переоборудовании небольшого кафе в шикарный ресторан, и вообще о развитии бизнеса, тут без помощи специалистов не обойтись, считает он. Другое дело, что для такого исследования совсем не обязательно приглашать дорогостоящих маркетологов из Москвы или Европы. По мнению И. Березина, достаточно воспользоваться услугами преподавателя маркетинга ближайшего ВУЗа - «он придет не один, а со студентами, и за очень небольшие деньги проведет необходимое исследование, параллельно с практическими занятиями для своих подопечных», - пояснил маркетолог.

И. Березин также подчеркнул, что если речь идет о серьезном проекте, предполагающем выход продукции на зарубежный рынок, то в такой ситуации серьезное маркетинговое исследование просто необходимо, и затраты на его проведение стоит рассматривать как инвестиции в свой бизнес. Впрочем, по словам И. Березина, время таких проектов еще не пришло, и пока в большинстве случаев «малый бизнес – сам себе маркетолог», - заключил президент Гильдии маркетологов.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке