«Альфа-Банк» попросили тщательнее подбирать слова


Нижегородское управление ФАС хочет оштрафовать кредитную организацию на 40 тысяч рублей за то, что она назвала себя лидером. «Альфа-Банк» намерен подать в суд на антимонопольную службу

Первый раунд филологического спора между антимонопольщиками и «Альфа-Банком» закончился не в пользу последнего. Комиссия Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) 28 апреля постановила оштрафовать «Альфа-Банк» за нарушение закона «О рекламе». В рекламном ролике, крутившемся на одной из местных радиостанций, банк заявил, что он является лидером на российском рынке пластиковых карт, что, как выяснилось, не соответствует действительности, так как на самом деле «Альфа-Банк» занимает только пятое место в России по эмиссии карт. В этой связи антимонопольщики решили привлечь банк к административной ответственности и обязать его выплатить штраф в размере 40 тыс. руб. «Альфа-Банк» с этим решением не согласен и собирается обжаловать его в суде. Между прочим, это второй столичный банк, на который антимонопольные органы наложили штраф за нарушение закона «О рекламе».

«Альфа-Банк» входит в пятерку крупнейших кредитных организаций России. По данным «Эксперт РА», на 1 января 2005 г. его активы составили 203,6 млрд руб., капитал – 20,1 млрд руб. Порядка 100% акций банка принадлежит ОАО «АБ Холдинг». Уставный капитал «АБ Холдинга» в размере 29,7 млрд руб. находится под контролем компании ABH Financial Ltd. В «Альфа-Банке» обслуживается около 70 тыс. корпоративных клиентов и более 1,1 млн физических лиц. В Москве открыто 27 отделений «Альфа Банк Экспресс».

В декабре в эфир нижегородского отделения радиостанции «Серебряный дождь» был выпущен ролик «Альфа-Банка», в котором говорилось, что банк является лидером на рынке пластиковых карт России. Нижегородское управление ФАС усомнилось в этих сведениях. Сомнения подтвердились: по данным Центробанка, на момент трансляции рекламы «Альфа-Банк» по количеству карт, находящихся в обращении, занимал лишь пятое место в России. В конце января ФАС возбудила против банка дело об административном правонарушении по статье 7 (недостоверная реклама) закона «О рекламе». Согласно этой статье, в рекламе недопустимо использовать термины в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т. п., если их невозможно подтвердить документально.

После этого ФАС потребовала от банка объяснений, которые подтверждают правомерность его действий. В ответ на это «Альфа-Банк» представил заключение Института русского языка имени Виноградова, в котором говорится, что слова «лидер» и словосочетание «один из лидеров», которое, по мнению ФАС, в данном случае было бы более уместным, – синонимы, а само слово "лидер" не является превосходной степенью. Таким образом, по мнению представителей кредитной организации, не было никакой разницы, как называть себя в рекламе, а стало быть, «Альфа-Банк» не виновен.

Однако вчера комиссия Нижегородского управления ФАС признала представленные ответчиком материалы недостаточным основанием для прекращения расследования. Она вынесла постановление о привлечении «Альфа-Банка» к административной ответственности за недостоверную рекламу и наложила на него штраф в размере 40 тыс. руб., которые он должен будет заплатить в течение месяца в бюджет Москвы, по месту регистрации. Это решение основывалось на результатах лингвистической экспертизы рекламы «Альфа-Банка», в ходе которой антимонопольщики выяснили, что большинство людей воспринимает понятие «лидер» как «первый среди». Как сообщили RBC daily в банке, он намерен оспаривать решение Нижегородского управления ФАС в суде.

«Альфа-Банк» стал вторым банком в Московском регионе (здесь сосредоточено около половины всех кредитных организаций России), на который антимонопольные органы наложили штраф за нарушение закона «О рекламе». Как сообщил RBC daily замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров, ранее ФАС оштрафовала банк «Герд» (еще до его переименования в Городской ипотечный банк). По его словам, в отличие от антимонопольного законодательства, по которому не предусмотрен штраф за факт нарушения – только за неисполнение предписания ФАС, – законодательство о рекламе предполагает денежное наказание за сам факт нарушения – вне зависимости от того, было оно устранено до окончания дела или нет. «Если в момент рассмотрения дела нарушение не устранено, организации выдают предписание. Только в данном случае ей грозят два штрафа. Первый – за сам факт нарушения, а второй – за неисполнение предписания. При этом за сам факт нарушения потребуется заплатить от 400 до 500 МРОТ, а за неисполнение предписания – от 1000 до 5000 МРОТ», – сообщил г-н Кашеваров.

Московские банки и раньше попадали под подозрение ФАС. Но им удавалось уйти от ответственности. Например, в конце прошлого года антимонопольной службе не понравилась реклама потребительского кредита Банка Москвы, в которой говорилось, что банк предоставляет кредит под 12% в рублях и 9% в валюте, но ничего не было сказано о наличии ежемесячной комиссии за сопутствующую услугу, которая автоматически увеличивает процентную ставку. Однако Банк Москвы сумел убедить антимонопольщиков в своей правоте, и дело было закрыто.

1167
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :