Термокружки

«Мосмарт» будет по всей России


Московская сеть гипермаркетов собирается составить серьезную конкуренцию крупным игрокам своего формата в регионах

Как сообщили RBC daily, в сети гипермаркетов «Мосмарт» первый региональный объект сети откроется в конце 2005 – начале 2006 г. При этом стало известно, что компания приняла решение развиваться по всей России под единым брендом – «Мосмарт» (ранее заявлялось, что региональные объекты будут называться «Росмарт»). В ближайшие два года «Мосмарт» вложит в свое развитие порядка 350 млн долл. У отечественной сети есть все шансы обогнать в регионах западные, такие как «Ашан», «Метро» и т.д. Однако, по мнению аналитиков, российской сетью «Мосмарту» оставаться еще недолго. После нескольких лет интенсивного развития «Мосмарт» станет лакомым куском для западных ритейлеров типа Wal-Mart. И в самой компании не скрывают, что в перспективе возможна продажа бизнеса.

Идея проекта «Мосмарт» принадлежит московской компании «Гиперцентр». Впервые проект озвучен в 1999 г. Изначально он был ориентирован на привлечение крупного ритейлера в качестве партнера и инвестора. Переговоры велись с «Перекрестком» и «Седьмым Континентом», а также, по неофициальной информации, были попытки привлечь крупнейшие западные компании. В результате партнером «Гиперцентра» стал «Седьмой Континент». К проекту были привлечены иностранные менеджеры, в частности Эрик Блондо, работавший до этого в польском отделении Сarrefour. В середине 2003 г., вскоре после открытия первого гипермаркета «Мосмарт» на Ярославском шоссе, союз «Гиперцентра» и «Седьмого Континента» распался. В то время руководство «Мосмарта» заявляло, что в течение 10 лет в России появится около сотни гипермаркетов сети.

В целом за два ближайших года в развитие сети планируется вложить порядка 350 млн долл. По словам заместителя генерального директора сети «Мосмарт» Семена Слуцкого, это будут как собственные, так и заемные средства. «Для прозрачного современного бизнеса несложно найти финансирование», – говорит он. В конце 2005 г. планируется открыть торгово-офисный комплекс в Москве на Боровском шоссе с гипермаркетом площадью 21 000 кв. м в качестве якорного оператора», – рассказывает Семен Слуцкий. – По соседству предполагается привлечь оператора формата DIY. В 2006 г. откроется еще 3 гипермаркета в столице». Г-н Слуцкий не отрицает и вероятности развития «Мосмарта» в мультиформатную сеть: «В принципе, мы видим в себе силы развивать и другие форматы, например супермаркеты-дискаунтеры. Наличие второго формата дает сети большую устойчивость. В перспективе это возможно в регионах и только путем приобретения местной сети, что позволит нам ускорить экспансию в регионах», – рассуждает он.

По поводу регионального развития комментарии руководства «Мосмарта» менее конкретные. По словам Семена Слуцкого, компании интересны прежде всего крупные города, находящиеся недалеко от Москвы: Волгоград, Самара, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань и др. Также ведутся переговоры о строительстве в Питере. Первый региональный гипермаркет «Мосмарт» откроется в Нижнем Новгороде в конце 2005 – начале 2006 г. Всего в Нижнем планируется открыть как минимум два объекта. Как сообщил RBC daily Семен Слуцкий, региональные гипермаркеты будут развиваться в том же формате, что и московские – их площадь составит около 8 тыс. кв. м. «Пожалуй, единственное отличие – в ассортименте будет представлена продукция местных производителей», – уточнил он. По словам Семена Слуцкого, никаких глобальных сложностей при развитии в городах-миллионерах компания не видит. «На этапе девелопмента мы не сталкивались с какими-то проблемами. Единственное, это будет наш первый опыт оперирования на дистанции. В Нижнем Новгороде достаточно комфортная конкурентная среда. Мы привлечем покупателей лучшими ценами и широтой ассортимента». По мнению Игоря Макарова, генерального директора петербургской сети гипермаркетов «О’Кей», также осваивающей сейчас регионы, в большинстве крупных российских городов нет серьезных специфических особенностей, и новый для них формат гипермаркета весьма перспективен. «Единственная специфика регионов – для каждого необходимо разрабатывать свой ассортимент, – рассказал он RBC daily. – Главное – наладить прочные связи с поставщиками, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение региональных магазинов».

По словам Семена Слуцкого, региональные объекты компании также будут работать под брендом «Мосмарт». Первоначальная концепция подразумевала открытие в регионах гипермаркетов под брендом «Росмарт». Тогда это объяснялось тем, что в российской глубинке неоднозначно относятся к московским компаниям. «Этот бренд станет федеральным, так как он успешно зарекомендовал себя в Москве», – заявил Семен Слуцкий. Как объяснил RBC daily аналитик компании BBPG-Consulting Алексей Тихомиров, доля восприятия бренда в отношении покупателей к сети невелика, тем более в регионах. Там в основном обращают внимание на уровень цен и ассортимент. «К тому же, – добавляет г-н Тихомиров, – жители региональных городов бывают в Москве, где бренд «Мосмарт» уже достаточно известен, и поэтому логично его также продвигать и в регионах». По мнению аналитиков, сеть «Мосмарт» может составить серьезную конкуренцию всем крупнейшим операторам этого формата, присутствующим в России. «Может быть, освоение региональных центров у «Мосмарта» пойдет легче, чем у других сетей гипермаркетов, так как магазины этой сети более «городской» гипермаркет, чем, скажем, «Ашан», ориентированный на массовые закупки раз в неделю.

Когда проект «Мосмарт» только начинал развиваться, все пророчили его скорую продажу крупному западному ритейлеру. Говорили о том, что этот проект создавался специально под сеть Wal-Mart (так как сеть имеет созвучное название). В компании не отрицают, что продажа бизнеса возможна. Руководство «Мосмарта» планирует развить проект, а затем, может быть, продать его на пике стоимости. «Мы получаем предложения о продаже, однако сейчас она невозможна, – заявил Семен Слуцкий. – Наши акционеры заинтересованы развивать компанию самостоятельно. Для этого у нас есть все ресурсы – финансовые, технологические, людские. Мы запустили удачный проект и хотим построить большую компанию. Однако в будущем, безусловно, такая продажа возможна». По мнению аналитика ФК «УРАЛСИБ» Марата Ибрагимова, продажа сети вполне логична через несколько лет. Тогда компания уже получит неплохое развитие в регионах. «Через несколько лет, когда конкуренция на розничном рынке достигнет максимума и стоимость крупных объектов возрастет, продажа «Мосмарта» будет оправданной», – говорит Марат Ибрагимов. По мнению же Алексея Тихомирова, дожидаться насыщения рынка может быть не совсем оправдано. «С одной стороны, продавать долю на насыщенном рынке всегда выгоднее, но, с другой стороны, если конкуренция высока, то и риски инвестиций в этот рынок возрастают в разы, что также влияет на стоимость бизнеса».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке