Термокружки

BHS закрывает магазины


И при второй попытке выхода на российский рынок британская сеть BHS не ужилась на Арбате

На прошлой неделе «Русская торговая группа», владеющая франшизой британской сети универмагов BHS (British House Stores), закрыла один из трех российских магазинов под этим брендом. Универмаг BHS не проработал в ТЦ «Дворянский дом» на Старом Арбате и года. Эта британская сеть два раза выходила на российский рынок. В первый раз компании пришлось свернуть работу после кризиса 1998 г. С весны 2004 г. франшизой BHS в России владеет компания «Русская торговая группа». В последней закрытие универмага в центре Москвы не считают неудачей, заявляя, что просто нашли более выгодное место для своего магазина. Но эксперты утверждают, что недавно закрытому магазину место было неверно подобрано изначально.

Сейчас «Русской торговой группе» помимо универмагов BHS принадлежит двенадцать монобрендовых магазинов Morgan и Koton в Москве и пять – в регионах. Первый магазин BHS открылся в начале марта прошлого года в торгово-развлекательном комплексе «Мега» в Теплом Стане, затем открылись еще два – в «Меге» в Химках и на Старом Арбате. Последний магазин был в своем роде знаковым – в 1990-х гг. универмаг BHS также открывался на Арбате, правда на Новом, и до кризиса пользовался популярностью у москвичей. Франшиза на розничные бренды – серьезное направление работы «Русской торговой группы», в конце прошлого года было объявлено о приобретении этой компанией франшизы на немецкий розничный бренд C&A. Первый магазин этой сети, по словам международного директора «Русской торговой группы» Марины Волощук, откроется в конце апреля. Британская сеть BHS – одна из крупнейших в мире сетей формата department store. В мире работает более 200 универмагов под этой маркой, оборот компании в 2004 г. превысил 1,5 млрд долл.

«Мы закрыли магазин на Старом Арбате, так как нам поступило очень выгодное предложение с гораздо более низкой арендной ставкой, – заявила RBC daily Марина Волощук. – В целом же работа магазинов BHS в России вполне оправдала наши ожидания. В среднем наши магазины посещает порядка 3-4 тыс. человек в будние дни и около 8-10 тыс. – в выходные. Сейчас в Москве работает 2 магазина в двух комплексах «Мега», а магазин, который сейчас закрылся, откроется в ближайшее время в другом месте. Пока не могу сказать, где он будет находиться, думаю, эта информация станет публичной в течение месяца. А в мае откроется еще один BHS – в торговом центре «XL-3» на Ярославском шоссе». Финансовые результаты деятельности универмагов под британским брендом в компании назвать не пожелали.

Причиной прекращения работы магазина на Старом Арбате не может быть высокая конкуренция, так как магазины формата BHS в Москве практически не представлены. В столице в этом формате работает только «Калинка-Стокманн», а также в последнее время под универмаги перестроены такие крупные объекты, как ЦУМ, универмаг «Москва». Но они работают в более высоком ценовом диапазоне, и называть их прямыми конкурентами BHS нельзя. Это подтверждают и в «Русской торговой группе»: «Несмотря на то что рынок одежды по демократичным ценам в столице достаточно насыщен, сейчас у нас прямых конкурентов в Москве нет. Московские универмаги продают более дорогую продукцию, к тому же наши магазины рассчитаны не на молодежь, а на аудиторию от 30-35 лет. А магазины одежды других форматов, ориентированные на эту аудиторию, обычно позиционируются в более высокой ценовой категории», – говорит Марина Волощук.

Аналитики полагают, что «Русская торговая группа» мало вложилась в «раскрутку» и продвижение бренда BHS, поэтому у многих потенциальных покупателей сложилось не совсем правильное восприятие марки. А руководитель отдела исследований рынка торговых помещений Noble Gibbons Нина Новикова считает, что в сложившейся ситуации переезд магазина BHS – единственное правильное решение. «Думаю, вполне правильно, что они переехали, так как изменения в профиле улицы Арбат не совсем подходят компании, – заявила RBC daily Нина Новикова. – Аудитория BHS (department store, рассчитанный на средний класс) не совсем совпадает с той, что гуляет по Арбату. Сейчас идет тенденция к превращению Арбата в престижную торговую улицу, где будут присутствовать модные магазины и развлекательные заведения. На мой взгляд, причины ухода со Старого Арбата сети BHS – как в особенностях зоны улицы Арбат, так и в самом бренде. Работавший до кризиса 1998 г. BHS на Новом Арбате был дорогим магазином, известным только определенному кругу потребителей. Сейчас BHS – бренд среднеценовой, но потенциальными покупателями воспринимается как дорогой магазин – как из-за названия, так и из-за выбора места расположения».

По словам директора по развитию компании BBPG Consulting Алексея Тихомирова, Арбат как торговая улица вообще скоро изживет себя, так как высокие арендные ставки, бытующие здесь, могут себе позволить лишь операторы дорогих магазинов. Покупатели со средним доходом считают магазины на Арбате слишком дорогими, а те, кто может покупать в дорогих магазинах, предпочитают другие места, например Третьяковский переулок. «В скором времени Арбат превратится в улицу, где торгуют только собственники помещений, а также – в место скопления казино и ресторанов», – рассказал он RBC daily.

Как сообщил источник, работающий на рынке недвижимости, «Русская торговая группа» платила за помещение в «Дворянском доме» порядка 1,6 тыс. долл. за кв. м в год. Это вполне обычная ставка на Новом Арбате, но для крупного арендатора она, по мнению экспертов, высоковата. «Несмотря на это, здание «Дворянского дома» – уникальное предложение на рынке, – считает собеседник RBC daily. – Не думаю, что компания сильно переплачивала. Скорей всего, проблема была именно в недостаточном обороте магазина». По словам Алексея Тихомирова, для площади, которую занимал BHS на Старом Арбате (1,6 тыс. кв. м), компания платила слишком высокую арендную плату. По его мнению, для такого арендатора подошла бы цена в районе 1 тыс. долл. за кв. м в год.

Однако, по мнению аналитиков, главной проблемой BHS на Старом Арбате и причиной малой «тяги» были ошибка в расчетах относительно важнейшего принципа успешности магазина: места расположения. «Арбат вообще для универмагов формата BHS не интересен, – считает Алексей Тихомиров. – Их настоящий контингент – люди со средними и небольшими доходами. BHS прямая дорога в торговые центры. Не думаю, что в центре города для такого магазина можно найти оптимальное место. BHS должен быть якорным или просто крупным арендатором со всеми вытекающими привилегиями. А владельцы торговой недвижимости в центре Москвы извлекают максимальную выгоду из своего положения, назначая высокие арендные ставки. К тому же BHS нужен мощный покупательский поток, а это могут обеспечить именно торговые центры».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке