«В наш магазин выстраивалась очередь от райисполкома»


О близящейся кончине нецивилизованной торговли говорят уже не первый год. Однако сами несетевые прилавочные торговцы сдаваться не собираются. О том, как небольшие магазины собираются бороться с «сетевиками», корреспонденту «Бизнеса» Петру Мироненко рассказала гендиректор и владелец магазина «Продукты» на Новой Басманной Светлана Краснова.

- Чувствуете ли вы усилившуюся конкуренцию со стороны современных торговых форматов?
- Честно говоря, нет. Вот рядом открылось два супермаркета, вроде бы формат современный, а вот народу там совсем нет, все к нам идут. Магазин у дома - тоже, между прочим, современный формат. Нас в районе все знают, и меня знают - я же в нем 35 лет работала директором. У нас, конечно, амбиций нет - мы ориентируемся на местных, на жителей нашего микрорайона. Покупателя мы привлекаем прежде всего качеством - если вдруг у кого-то возникают проблемы с нашим товаром, он к нам приходит и недовольным не уходит никогда. Во-вторых, у нас, конечно, выгодное ценовое предложение - лучше, чем у всех конкурентов. Но при этом, даже если через дорогу откроется сетевой дискаунтер, мы не пострадаем: не секрет, что они там торгуют товаром с истекающим сроком реализации, поэтому у них и маржа высокая. Люди попробуют и больше уже туда не пойдут, а придут обратно к нам.
- А вы не думали о том, чтобы делать какое-то продвижение, хотя бы в рамках своего района?
- А нам это не надо: нас здесь и так знают. Раньше в Москве было три знаменитых молочных магазина, и наш в том числе. Очереди от райисполкома за творогом стояли. Я, кстати, и сама в райкоме партии была. У нас стандарты качества высокие - в двух шагах и ОВД, раньше рядом контора ОБХСС была, все к нам закупаться ходили.
- Но какие-то проблемы у вас возникают?
- Конечно. Вот сейчас, например, сбрасывали снег с крыши, проломили сверху морозильную камеру, надо все чинить быстро. Ремонт давно не делали, я в 1992 году магазин выкупила, в 1994-м отремонтировала, с тех пор так и стоит. Тоже надо деньги платить. А вот с пожарниками и СЭС проблем нет: кто-то, я знаю, им взятки какие-то платит, а мне проще договориться и все сделать, как они хотят. Я же в этом бизнесе 35 лет. Ко мне много людей приходило, хотели помещение выкупить - то магазин делать, то машинами какими-то торговать. Много денег предлагали, район-то хороший. Но я свой бизнес продавать не собираюсь. Оборот у нас, может, и невелик, да и наценка не очень большая, максимум 20%, но мне вполне хватает. Хватает даже на расширение бизнеса: вот мы, например, в марте рядом с магазином парикмахерскую открыли. Пока что, конечно, прибыли она не приносит, но где-то за год-два, думаю, отбить ее в ноль мы сможем. Так что о том, что несетевая торговля бесперспективна, я бы говорить вовсе не стала.

«Нецивилизованному ритейлу осталось жить недолго»

Два наиболее динамично развивающихся в России современных ритейловых формата - дискаунтеры и гипермаркеты. О том, как они вытесняют менее современные форматы, корреспонденту «Бизнеса» Петру Мироненко рассказал заместитель гендиректора сети гипермаркетов «Мосмарт» Семен Слуцкий.
- В последнем исследовании по розничной торговле ACNielsen утверждается, что 56% жителей Москвы и Петербурга уже сейчас закупаются только в магазинах современного формата. Действительно ли это так?
- Я бы не стал преувеличивать эту цифру и сказал, что это около 30%. Впрочем, эта доля постоянно и довольно быстро увеличивается. Несетевые супермаркеты смогут протянуть еще год-два-три: за счет хорошего местоположения пока что можно выживать и при полном отсутствии маркетинга, логистики и ИТ-решений, просто за счет лояльности местного покупателя. Правда, маржа у них будет минимальная, ведь нормальных условий у поставщиков они добиться не смогут: слишком мало закупают. А вот нецивилизованную прилавочную торговлю уже ничто не спасет - очень скоро поставщики поставят им такие условия, что им уже легче будет купить две «Газели» и закупаться в Metro, как ларечникам.
- Но ваши главные конкуренты - не прилавочные торговцы, а рынки…
- Я бы не сказал, что мы конкурируем с рынками. Там нет практически ничего цивилизованного: ни качественного температурного хранения, ни сервиса - только низкие цены. Тем не менее, и рынкам скоро придет конец: есть специальная программа правительства Москвы, их потихоньку ликвидируют.
- А чем отличается работа в современных форматах в России и на Западе?
- Грубо говоря, ничем. У нас очень простая и понятная отрасль, в которой есть ряд понятных и обкатанных на Западе решений. При этом у нас почти незаполненный огромный рынок. Конечно, приходится некоторые вещи адаптировать, например, потребности по ассортименту довольно сильно отличаются, но изобретать велосипед мы не собираемся.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке