ИКЕА в России на прибыль не рассчитывала


Шведская компания в нашей стране впервые собирается выйти «в плюс»

На этой неделе исполнилось 5 лет с момента начала работы шведской компании «ИКЕА» на российском рынке. Эту дату ИКЕА ознаменовала сообщением о том, что 2005 г. станет первым годом, который ее российское представительство по финансовым показателям закончит «в плюсе». Как сообщили RBC daily в «ИКЕА Мос», прибыль ожидается небольшая. Осваивая огромный российский рынок, компания инвестирует значительные средства в строительство и продвижение – в нашей стране ИКЕА уже «оставила» порядка 1 млрд долл. Однако не факт, что, выйдя в плюс в этом году, компания продемонстрирует подобные показатели и в следующем. В России она сейчас проводит политику экстенсивного развития, и прогнозировать сроки возврата инвестиций достаточно сложно.

Шведская ИКЕА вошла на российский рынок с третьей попытки в 2000 г. Первый и второй раз (в конце 80-х и начале 90-х годов.) не закончились ничем – шведов испугали стремительные политические и экономические изменения в нашей стране, нестабильность и общий упадок экономики. Первый магазин ИКЕА открылся в подмосковных Химках, второй – в Теплом Стане. И только в прошлом году прошла информация о том, что компания смогла наконец договориться со столичным правительством о строительстве гипермаркета в городской черте. Сейчас в России работают четыре магазина ИКЕА – два в Подмосковье и по одному в Ленинградской области и в Казани, а также торгово-развлекательный комплекс «Мега» в Теплом Стане. Кроме того, в Ленинградской области с 2002 г. работает мебельная фабрика «Сведвуд». В ближайшие годы ИКЕА рассчитывает открывать по 3-4 магазина в год, большая часть гипермаркетов будет строиться одновременно с комплексами «Мега Молл». Финансовые результаты деятельности в России компания не разглашает, но, как сообщила RBC daily представитель «ИКЕА Мос» Ирина Ванненкова, на оборот ИКЕА в нашей стране приходится 2% от оборота компании в мире.

Несмотря на то что сейчас региональные администрации заинтересованы в привлечении крупных инвесторов, подобных ИКЕА, во многих регионах компания сталкивается с проблемами, а в некоторых регионах – с открытым сопротивлением, провоцируемым местными производителями и продавцами мебели. Например, в 2002 г. в Нижнем Новгороде ИКЕА не смогла договориться ни с кем из местных мебельщиков, кроме компании «Карина-Пром» о производстве мебели. По отзывам представителей нижегородских предприятий, шведская компания выдвигала слишком жесткие требования. В Перми ИКЕА не смогла договориться о выделении участка под строительство магазина с местной администрацией. Правда, во многих регионах ей прочат налоговые льготы. В Санкт-Петербурге, например, городская и областная администрации начали настоящее соревнование, стремясь привлечь ИКЕА на свою территорию. Однако и здесь шведская компания сталкивается с бюрократизмом чиновников – в прошлом году местные власти полгода организовывали экологическую экспертизу первого петербургского объекта ИКЕА.

Учитывая особенности российского рынка, ИКЕА не рассчитывает на большую прибыль в ближайшие годы. Как сообщила Ирина Ванненкова, российское подразделение ИКЕА еще долго будет финансироваться за счет головного офиса. «Пока говорить о том, что российское подразделение будет развиваться благодаря собственной прибыли, рано. Руководство компании, выходя в Россию, не рассчитывало на быструю отдачу. В течение ближайших лет больших прибылей мы не ждем, а вложенный в Россию 1 млрд долл. будет окупаться как минимум еще 3-4 года», – говорит она. Однако, по словам г-жи Ванненковой, Россия – не самый сложный случай с точки зрения бюрократических препонов: в Хельсинки ИКЕА ждала разрешения на строительство магазина 33 года, а от московской мэрии – «всего» 7 лет. Просто страна у нас большая, и поэтому случаев торможения проектов больше. Однако в Нижнем Новгороде, где переговоры ведутся еще с 2001 г., строительство, возможно, начнется лишь в этом году. А о заявленных проектах в Великом Новгороде и в Новосибирске в шведской компании пока молчат.

В оценке влияния ИКЕА на российский рынок аналитики расходятся. «ИКЕА как слон – бежит и не замечает, сколько мелких животных давит вокруг, – заявил RC daily аналитик РБК Валентин Крохин. – Выход компании на российский рынок был настоящим ударом для местных мебельных производителей. Впрочем, этот удар пошел на пользу – за пять лет многие отечественные участники рынка стали более цивилизованными, начали развивать эксклюзивное предложение». А эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков считает, что конкуренция со стороны ИКЕА не сможет подорвать позиций отечественных компаний. «ИКЕА занимает строго очерченный сегмент рынка, на нем остается еще столько свободных ниш, что говорить о критическом влиянии не приходится», – отметил он.

Однако, по мнению Валентина Крохина, уровень развития российской мебельной промышленности пока не соответствует современным требованиям, поэтому одним из тормозящих факторов для ИКЕА в России будет отсутствие партнеров в регионах. «Из российских компаний серьезные заявки делает пока лишь «Шатура», которая имеет собственную розницу, и еще единичные компании. Поэтому партнеров на российском рынке ИКЕА найти будет сложно – производители могут предоставить лишь свои площади под сборочное производство, а выполнять заказы ИКЕА большинство производителей пока не в состоянии», – считает он. И в ближайшее время на качественный скачок в развитии отечественного мебельного рынка рассчитывать не приходится. «Основная проблема связана с тем, что у наших компаний не хватает средств на развитие, и большинство ничего с этим не делают. Одна «Шатура» сейчас активно привлекает инвесторов, – считает Владислав Цветков. – Поэтому в ближайшие годы у ИКЕА не появится серьезных конкурентов в нашей стране».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке