Когда телевизор станет интересным

14.03.2005

Недавно в эфир вышли сразу два новых телеканала: военно-патриотическая «Звезда» и семейный «Домашний». Качество содержания -отдельный вопрос. Главное - российское телевидение на пороге глобальных перемен.

Все -- за. Появление специализированных каналов в России неизбежно. Олег Добродеев, глава ВГТРК (госхолдинг, в который входят канал «Россия», «Культура», радио «Маяк» и пр.), считает, что кардинальные перемены на отечественном ТВ произойдут в ближайшие 10 лет: «Каналы будут специализированы и совсем не похожи на то, что мы видим сейчас -- причудливую смесь спорта, просветительских программ, информации, музыки, сериалов».

В январе 2005 года в том же ключе выступил советник президента РФ по СМИ Михаил Лесин: «По пути создания специализированных каналов идут все цивилизованные страны».
По мнению президента «СТС Медиа» Александра Роднянского, российское ТВ развивается по американской модели, а в США в прошлом году доля аудитории специализированных каналов составляла 47%.

В России «всеядные» федеральные каналы принято ругать -- за дурной вкус, обилие крови, засилье рекламы. По недавнему опросу ВЦИОМ, 65% россиян сетуют на нехватку образовательных телепрограмм, 70% -- на необъективность новостей. Данные агентства TNS Gallup Media, измеряющего телеаудиторию, говорят о падении популярности государственных каналов: с 1999-го по 2003 год Первый канал потерял 5% аудитории (сейчас его доля общего внимания составляет 26%). И наоборот: СТС, позиционирующий себя как узконаправленный -- развлекательный, нарастил 3,5% и даже обогнал федеральный НТВ по доле аудитории от 18 до 35 лет.

На Западе ТВ способно угодить каждому. Сomedy Circus с утра до вечера крутит комедии, Automotive Channel помогает продавать и покупать автомобили. Grocer TV ориентирован на владельцев круглосуточных магазинов и розничных лотков. Есть каналы религиозные, спортивные, детские. Что мешает российскому телевидению пойти тем же путем?

А государство против. Первое препятствие -- устаревшее оборудование, из-за которого на большей части страны можно принимать лишь 10--15 каналов. Но тут как раз грядут перемены: уже в ближайшие годы государство обещает заменить аналоговое телевидение цифровым. Это позволит увеличить число принимаемых каналов в десятки раз. Развитие спутниковых и кабельных сетей также способно вывести Россию на новый технологический уровень.

Пока же мы плетемся в хвосте прогресса. Технический охват спутникового и кабельного телевидения в развитых странах Европы достигает 50--60% населения. В Москве этот показатель еле дотягивает до 2,5%. Что уж говорить об остальной России?

Но дело не только в технике. Россияне не готовы за телевидение платить. Специализированные каналы -- это товар, имеющий свою цену. Подобные каналы продаются пакетами, и зрители ежемесячно вносят немалые, по российским меркам, деньги за просмотр. Британская компания British Sky Broadcasting, один из крупнейших в Европе операторов цифрового телевещания, получает с каждого подписчика (а их около 6 млн.) по $700 в год. Вряд ли в России, где 30% населения живет за чертой бедности, найдется достаточно людей, способных платить за товар далеко не первой необходимости.

И третья, пожалуй, ключевая причина малого разнообразия российского телепространства в том, что телевидение у нас, скорее, не бизнес, а пропагандистский ресурс. Нынешнее государство не заинтересовано, чтобы в России было, как в США, 650 каналов, да к тому же частных, охватывающих огромную аудиторию. Просто потому, что подобное информационное поле почти невозможно контролировать. Поэтому запуск канала «Звезда» -- военно-патриотического, пропагандистского и якобы коммерческого, по сути, очередной повод для траты госбюджета.

Общественность -- это я. На Западе стержень национальных вещательных систем составляет общественное телевидение. Сюда можно отнести английский канал ВВС, французский France-2, немецкие ZDF и ARD. Общественное телевидение финансируется из государственного бюджета, за счет рекламы и умеренной абонентской платы. Подотчетно такое ТВ общественному наблюдательному совету, который следит, чтобы телевидение было объективным и соблюдало нравственные и культурные нормы: во Франции и Швеции, например, доля отечественных фильмов и музыки в сетке вещания должна быть не меньше 50%. Хотите смотреть «про Джеймса Бонда» -- подписывайтесь на частный канал.

В России общественное ТВ было дискредитировано в 1990-е годы, когда ныне опальный олигарх Борис Березовский контролировал телекомпанию, названную «Общественным российским телевидением» (ОРТ). Естественно, с общественностью и абонентской платой детище Березовского не имело ничего общего. Депутаты Госдумы неоднократно призывали создать при ОРТ по-настоящему общественный совет директоров, в который входили бы представители профсоюзов, Думы и пр., но Березовский уверенно блокировал их претензии.

Теперь же глава Минэкономразвития Герман Греф включил пункт о создании Российского общественного телевидения на базе ВГТРК в среднесрочную экономическую программу на 2005--2008 годы. Резоны Грефа чисто экономические: контроль над ТВ не приносит денег в казну, ибо огромные поступления от рекламы (около $1 млрд в год) растворяются в недрах телекомпаний.

Но у придумки Грефа есть и другая сторона. Если государственное телевидение станет общественным, у российского телепространства есть шанс кардинально преобразиться. Зрители за свои деньги смогут требовать, чтобы им показывали то, что хотят они.

922
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :