Согласно законопроекту, внесенному на рассмотрение в Госдуму депутатами Ириной Яровой и Сергеем Неверовым (текст законопроекта имеется в распоряжении РБК daily), «федеральные телеканалы не вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы». Под федеральными инициаторы законопроекта подразумевают каналы, «осуществляющие эфирное телевещание на территории более пяти субъектов РФ», под преимущественным положением понимается превышение доли организации в сфере продажи рекламы на телевидении в 35%.
Парламентарии предлагают также телеканалам с госучастием распространять телерекламу «на основе торгов (в форме аукциона или конкурса)». За несоблюдение положений закона предусматриваются санкции: ФАС вправе будет выдать предписание о расторжении договоров. В документе указывается, что поправки вступают в силу с момента подписания законопроекта.
Что касается заключенных ранее договоров на продажу рекламы на телевидении, они будут действовать лишь в течение одного года с момента подписания законопроекта. Сразу несколько участников рекламного рынка, опрошенных РБК daily, полагают, что поправки «пролоббированы «Газпромом». «После потери контракта с Национальной медиагруппой структуры «Газпрома» пытаются всеми способами вернуть утраченное положение на рекламном рынке», — говорит один из спикеров РБК daily, пожелавший остаться неназванным. В «Газпроме» не стали комментировать сложившуюся ситуацию.
Для «Видео Интернешнл», которая продает рекламу на телеканалах с совокупной долей аудитории около 60%, внесение законопроекта «стало неожиданностью». «Мы только что получили текст этого законопроекта. Сейчас его изучаем», — говорит директор по связям с общественностью «Видео Интернешнл» Антон Чаркин. Независимый эксперт Алексей Волин удивляется стремлению парламентариев вычленить «именно телевизионный сегмент рынка». По его словам, «в таком случае нужно создавать общие правила для всего рынка».