Существуют два общепринятых в мире типа налогов, применяемых к продаже печатной продукции: налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж (НСП).
В большинстве стран газеты, журналы и книги облагаются НДС, но в ряде стран применяют НСП. К последним относятся: Эстония, Латвия, Македония, Словения, Австралия, Индия, Япония, Новая Зеландия, США, и Сингапур.
Страны, применяющие НСП при расчете налогооблагаемой базы, делят на три сегмента:
1. Страны с низкой ставкой налога с продаж (от 0 % до 5 %).
В этом сегменте представлена Индия, в которой НСП на печатную прессу во всех штатах, за исключением Махарашты, составляет 0 %. В штате Махарашта продажи журналов облагаются НСП в размере 4,5 %.
2. Страны со средней ставкой налога с продаж (от 5 % до 10 %):
Как видно из представленного анализа, практически все страны применяют льготную ставку налога для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в дистрибуции печатной продукции. Лишь в Японии и Сингапуре ставка НСП на периодическую печатную продукцию и книги приравнена к ставке на другие виды товаров (5 %).
В таких странах, как Словения и Латвия, НСП на прессу ниже на 11 - 12 % по сравнению с другими видами товаров.
В среднем ставка НСП на прессу ниже на 4,57 %, чем на другие виды товаров.
Напомним, что всё таки большинство стран мира для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в сфере дистрибуции бумажных СМИ и газет, применяют налог на добавленную стоимость (НДС). Эти страны также можно разделить на три сегмента по уровню НДС применительно к продажам газет, журналов и книг.
1. Сегмент с низкой ставкой НДС (ставка на печатную прессу колеблется от 0 % до 5 %):
Отметим, что ряд стран не облагает печатную прессу НДС, в частности, подобная практика применяется в Албании и Англии.
В России положение в области налогообложения на прессу выглядит лучше, чем в Румынии и Словакии. Однако, важно учесть, что в среднем по странам ставка НДС на прессу ниже на 14 %, чем на другие виды товаров. А в России НДС на печатную продукцию ниже лишь на 8 % по сравнению с другими товарами. Подобное отсутствия равновесия в налогообложении в России мешает развитию рынка реализации прессы и книг, появляется разрыв со сложившейся мировой практикой.
АРПП на основании зарубежного опыта налогообложения книг, газет и журналов готовит предложения в Министерство финансов РФ по изменению налоговой политики в отношении печатной продукции России.
В большинстве стран газеты, журналы и книги облагаются НДС, но в ряде стран применяют НСП. К последним относятся: Эстония, Латвия, Македония, Словения, Австралия, Индия, Япония, Новая Зеландия, США, и Сингапур.
Страны, применяющие НСП при расчете налогооблагаемой базы, делят на три сегмента:
1. Страны с низкой ставкой налога с продаж (от 0 % до 5 %).
В этом сегменте представлена Индия, в которой НСП на печатную прессу во всех штатах, за исключением Махарашты, составляет 0 %. В штате Махарашта продажи журналов облагаются НСП в размере 4,5 %.
2. Страны со средней ставкой налога с продаж (от 5 % до 10 %):
- Латвия (9% для книг, газет и журналов), для других товаров – 21 %;
- Сингапур (5% для книг, газет и журналов) для других товаров – 5 %;
- Словения (8,5% для книг, газет и журналов) для других товаров – 20 %;
- Япония (5% для книг, газет и журналов) для других товаров – 5 %.
- Австралия (10 % для книг, газет и журналов), для других товаров – 15 %;
- Новая Зеландия (12,5 % для книг и газет, 12 % для журналов), для других товаров – 15 %;
- Эстония (18 % для книг, газет и журналов), для других товаров – 20 %.
Как видно из представленного анализа, практически все страны применяют льготную ставку налога для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в дистрибуции печатной продукции. Лишь в Японии и Сингапуре ставка НСП на периодическую печатную продукцию и книги приравнена к ставке на другие виды товаров (5 %).
В таких странах, как Словения и Латвия, НСП на прессу ниже на 11 - 12 % по сравнению с другими видами товаров.
В среднем ставка НСП на прессу ниже на 4,57 %, чем на другие виды товаров.
Напомним, что всё таки большинство стран мира для расчета налогооблагаемой базы предприятий, занятых в сфере дистрибуции бумажных СМИ и газет, применяют налог на добавленную стоимость (НДС). Эти страны также можно разделить на три сегмента по уровню НДС применительно к продажам газет, журналов и книг.
1. Сегмент с низкой ставкой НДС (ставка на печатную прессу колеблется от 0 % до 5 %):
- Англия (0 % для книг газет и журналов), общая ставка налога 5 %;
- Бельгия (0 % для газет и еженеедельников, 6 % для других журналов и книг), общая ставка налога 21 %;
- Греция (4 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 23 %;
- Дания (0 % для газет, 0 % для новостных журналов и 25 % для других журналов и книг), общая ставка налога 25 %;
- Италия (4 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 20 %.
- Германия (7 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 19 %;
- Мальта (5 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 18 %;
- Польша (7 % для газет, 7 % для журналов, 0% для книг), общая ставка налога 23 %;
- Португалия (5 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 21 %;
- Швеция (6 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 25 %.
- Россия (10 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 18 %;
- Румыния (19 % для газет, 19 % для журналов, 0 % для книг), общая ставка налога 19 %;
- Словакия (19 % для книг, газет и журналов), общая ставка налога 19 %.
Отметим, что ряд стран не облагает печатную прессу НДС, в частности, подобная практика применяется в Албании и Англии.
В России положение в области налогообложения на прессу выглядит лучше, чем в Румынии и Словакии. Однако, важно учесть, что в среднем по странам ставка НДС на прессу ниже на 14 %, чем на другие виды товаров. А в России НДС на печатную продукцию ниже лишь на 8 % по сравнению с другими товарами. Подобное отсутствия равновесия в налогообложении в России мешает развитию рынка реализации прессы и книг, появляется разрыв со сложившейся мировой практикой.
АРПП на основании зарубежного опыта налогообложения книг, газет и журналов готовит предложения в Министерство финансов РФ по изменению налоговой политики в отношении печатной продукции России.
Анастасия Пятибратская,
корреспондент Re-port.ru
корреспондент Re-port.ru