Термокружки

Осторожными шагами в 2012 год. Индекс потребительских настроений жителей города Омска, декабрь 2011 г.


Индекс потребительских настроений (ИПН) является независимым показателем, позволяющим отслеживать динамику развития экономики регионов страны. Отдельный потребитель оценивает ситуацию в экономике на основе собственной, случайной информации, но объединяя индивидуальные оценки потребителей, можно предсказать развитие экономической ситуации в краткосрочной перспективе. Значения индекса могут колебаться в интервале от 0 до 200. Близость к 0 означает ярко выраженные пессимистические настроения, близость к 200 – настроения оптимистические. При значении индекса, равном 100 пунктам, в обществе преобладают нейтральные настроения.

Если в первой половине 2011г. среди омичей преобладали оптимистические настроения и ожидания благоприятных изменений экономического положения в стране, то к концу года ситуация меняется. В последние месяцы 2011г. среди жителей города все больше преобладает пессимизм, который влияет на изменение потребительского поведения. Так, с мая 2011г. наблюдается снижение индекса потребительских настроений: к декабрю 2011г. обозначенный показатель достиг отметки 107 пунктов. (см Рис. 1)

Общий спад потребительской активности повлиял на готовность омичей совершать крупные покупки для дома. Если на момент мая 2011г. сложившиеся условия для крупных покупок расценивали как благоприятные 44% опрошенных, то к декабрю их доля снизилась до 32%. Соответствующий индекс в декабре 2011г. составил 115 пунктов. (см Рис. 2)*

* По результатам ответов на вопрос «Если говорить о крупных покупках для дома (мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то, как Вы полагаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?»

Во многом сложившаяся ситуация связана с оценкой омичей собственного благосостояния и ожиданиями его изменения в будущем. Изменения материального положения жителей города, произошедшие за последний год, нельзя назвать благоприятными или неблагоприятными: доли тех, кто отметил, что за последние 12 месяцев его благосостояние ухудшилось и тех, кто указал на ухудшения, значимо не отличаются. Прогнозы омичей на будущее становятся более пессимистичными. В мае 2011г. доля респондентов, ожидающих улучшения личного благосостояния составила 32%, в сентябре того же года снизилась до 26% и к декабрю достигла 23%. Значение соответствующего индекса на момент декабря 2011г. составило 116 пунктов. (см Рис. 3)

При этом значительно снизился показатель желаемого уровня дохода на одного члена семьи. Отрицательная динамика данного показателя наблюдается впервые с апреля 2010г. Это может свидетельствовать об изменении стратегии потребительского поведения на более сдержанное в ближайшем будущем. (см Рис. 4)*

*По результатам ответов на вопрос «Сколько денег нужно сейчас вашей семье в расчете на одного человека в месяц, чтобы жить, по вашим представлениям, нормально?»

В оценках омичей произошедших изменений в стране за последний год, а также в краткосрочных прогнозах развития экономической ситуации с сентября 2011г. динамики не наблюдается. Последний год, по мнению жителей города, нельзя назвать строго благоприятным или неблагоприятным периодом относительно экономического положения страны. В ближайшие 12 месяцев омичи не предполагают позитивных изменений в данной сфере и склонны к пессимистическим оценкам развития. (см Рис. 5)

Ожидания развития экономики в ближайшие 5 лет несколько ухудшились: с сентября 2011г. соответствующий индекс упал с 115 до 108 пунктов. Предчувствие новой волны экономического кризиса на фоне развития политических событий последних месяцев в стране становится более ощутимым.

Общие пессимистические настроения приводят также к тому, что уверенность омичей в завтрашнем дне снижается: с сентября 2011г. индекс упал на 6 пунктов и достиг отметки 118 пунктов.

Полученные результаты в целом нельзя назвать благоприятными для рынков: в ближайшие не-сколько месяцев будет наблюдаться снижение потребительской активности среди жителей г. Омска.

Несмотря на снижение основных индексов во втором полугодии 2011 г., большинство показателей превышают среднее значение в 100 баллов. Полученные результаты говорят о том, что в настоящее время оптимистические настроения преобладают над пессимистическими.

Ситуация снижения показателей потребительских настроений в конце года наблюдается ежегодно. При этом, справедливо говорить о следующей тенденции: пессимистические настроения зимы у жителей города сменяются ростом оптимизма в весенне-летний период. Подтвердится ли данная тенденция и в наступившем 2012 году? Следите за новостями.

Аналитик Исследовательской компании «Делфи»
Садчикова Ольга


1181
delfi2000
+265.5
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке