Термокружки

Шаровой промоушн

11.03.2008

Оказывается, путешествие по небу может быть не только романтичным, увлекательным, но и промо-результативным, при этом, захватывая дух не только у летящих в воздушном просторе, но и наблюдающих снизу. Сегодня даже воздух можно эффективно использовать в продвижении бизнеса…

 ИЗ ИСТОРИИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

Тепловой аэростат был изобретен, благодаря братьям-французам Жозефу Мишелю и Жаку Этьену Монгольфье. Он представлял собой полотняную оболочку, наполненную горячим воздухом и оклеенную бумагой. При первом полете не были учтены некоторые детали. Изобретение вызвало интерес у Парижской Академии Наук, которая вызвала братьев Монгольфье для повторения опыта и выделила средства для построения аэростата.  Официальная демонстрация аэростата состоялась 19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка. В корзине шара унеслись в небо первые воздушные путешественники: петух, утка и баран. Шар пролетел 4 км за 10 минут. Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти. В том же 1783 году в воздух на аэростатах поднялись люди. Французский монарх Людовик XVI распорядился назначить аэронавтам награду в виде графского титула и пожизненного пансиона.

С тех пор тепловые аэростаты стали называть "монгольфьерами".

Вскоре во Франции прокатилась буржуазная революция. Екатерина II, пресекая в империи "якобинский дух", запретила воздухоплавание в России. На счастье аэронавтов, внук императрицы Александр І отменил указ бабушки. Он благосклонно и с интересом относился к воздухоплаванию. С 1802 года подъемы аэростатов стали в России не редкостью.

Первый газовый аэростат, наполненный водородом, изобрел тоже француз - профессор Александр Шарль, а построили его братья Робер. 1 декабря 1783 г. А.Шарль и М.Робер совершили полет на газовом аэростате, названном впоследствии "шарльером". Пилоты поднялись на высоту 3400 м, а сам полет длился около двух часов.

Спустя 70 лет А.Жиффар снабдил аэростат двигателем – так появился дирижабль.

Воздухоплавание быстро охватило мир, на воздушных шарах совершали путешествия, экспедиции князья и ученые. В конце ХІХ - начале ХХ века воздухоплавание стало принимать массовый характер. В конце XIX века начали появляться аэроклубы, объединявшие спортсменов-воздухоплавателей. В апреле 1899 года состоялись первые соревнования на аэростатах. До Великой Отечественной войны советские воздухоплаватели установили свыше 20 международных рекордов. 

«Второе рождение» тепловых воздушных шаров и воздухоплавание произошло в 60-х годах прошлого столетия. Сегодня это явление привлекает внимание не только зрелищностью, но и как эффективный рекламоноситель. Первый рекламный аэростат в России принадлежал сигаретной фабрике "Катык". Он стартовал с московского ипподрома в 1905 г. Пилот, повиснув вниз головой на трапеции, разбрасывал над Москвой рекламные открытки.

Сегодня крупнейшие мировые компании обладают собственными воздушными шарами, тем самым подтверждая и поддерживая свой престиж. В Украине полеты на тепловых аэростатах являются новым подходом к продвижению торговой марки, в отличие от Европы. Это связано и с развитием самого воздухоплавания, которое у нас только начинает набирать обороты. Развитием воздухоплавания на Украине занимаются три организации: Киевское Воздухоплавательное Общество, Херсонская Федерация Воздухоплавания и Каменец-Подольский клуб «Триглав». Объединяющей структурой является Украинская Федерация Воздухоплавания, которая занимается развитием воздухоплавания в масштабах страны и за ее пределами. Изготовлением аэростатов, а также предоставлением услуг этих рекламно-имиджевых носителей, помимо указанных, занимается еще несколько компаний. В России воздухоплавание развито гораздо больше, а в Европе - это просто неотъемлемая часть имиджа компаний. Для сравнения достаточно привести цифры: на Украине всего около 25 зарегистрированных шаров, в России – порядка 300, в то время как в Европе их количество исчисляется тысячами и десятками тысяч. Основное количество шаров на Украине – корпоративные. Практически все шары брендированы.

Чем привлекает воздушный шар, плывущий в небе? Прежде всего, он создает яркий образ, который надолго откладывается в памяти. Полет на аэростате – это  всегда событие, поскольку он являет собой незабываемое зрелище. Именно поэтому воздушные шары все чаще используют как элемент праздника, шоу, который одновременно олицетворяет и  какой-нибудь бренд или компанию. Аэростат становится активным составляющим  элементом в event-marketing. Непосредственное участие аудитории в рекламной кампании (фотографирование с воздушным шаром, участие в играх, общение с промоутерами и т.п.) может оставить глубокий позитивный след от торговой марки и в формировании или укреплении имиджа компании. Ведь современная публика избалована, и ее трудно удивить простым концертом. В мероприятии должна быть уже не просто изюминка, а какой-нибудь экзотический фрукт, ну а фейерверки сегодня и вовсе рассматриваются как искусство пиротехники. Вот и организовывают крупные компании помпезные и зрелищные действа с привлечением экстраординарных элементов.

«Воздухоплавание можно сравнить с Формулой-1, - комментирует Алексей Пархоменко, руководитель «Киевского Воздухоплавательного Общества». – На земле – это гонки, яркие события, скорость, острые ощущения. В воздухе – аналогично, только здесь адреналин выделяется не от скорости, а от сочетания свободного полета с возможностью насладиться красотой мира в необычном ракурсе. Как рекламоноситель аэростат часто используют в соревнованиях: компания-спонсор  поддерживает, продвигает профессиональные спортивные команды или организовывает самостоятельные туры, фиесты. Например, компания «ТНК»-Украина имеет 4 собственных шара и проводит несколько соревнований на Украине (выступает как генеральный спонсор). Учрежден даже специальный кубок ТНК.

Конечно, каждая компания стремится к тому, чтобы ее команда заняла призовые места. Но это во многом зависит от капиталовложений, потому что все-таки этот вид спорта очень дорогой и требует хорошего технического обеспечения.

Для компаний использование тепловых аэростатов интересно, прежде всего, тем, что это – имиджевая кампания, непрямая реклама. В данном случае реклама не направлена на увеличение объемов продаж и т.п.

Воздушные шары используют и во время проведения концертов, PR-акций. Это достаточно необычное зрелище. Особенно красиво шар смотрится вечером, когда используется подсветка. Такая яркая картинка, естественно, привлекает взгляд: на воздушный шар нельзя не обратить внимание, все-таки это не бигборд, который стоит на каждом углу. Поэтому человек волей-неволей замечает бренд, и в памяти откладывается впечатление».

Своевременно подхватив течение воздухоплавания с элементами промоушн, некоторые компании даже выработали стратегии продвижения такого рода услуг. Основная стратегия – имиджевая – базируется на формировании соответствующего ассоциативного ряда. Так, наиболее часто встречающиеся ассоциации с воздухоплаванием относительно формирования и укрепления имиджа компании или торговой марки, таковы:

-   воздухоплавание относится к экстремальным видам спорта, поэтому образ пилота ассоциируется с сильным, мужественным, волевым человеком, который не боится трудностей, опасностей и достойно, красиво, с честью их преодолевает. Такое восприятие, естественно,  положительно повлияет на имидж компании;

-    символ воздушного шара олицетворяет приключение, испытание – такая ассоциация формирует интерес к компании и уважение к ее опыту;

-   парение в воздухе – свобода и независимость, взгляд с высоты птичьего полета;

-   романтика, многовековая мечта человека о свободном полете – осуществление желаний, создание хорошей атмосферы;

-   чистота и возвышенность, полет на воздушном шаре - очень позитивный и нейтральный символ, легко поддающийся идейной адаптации.

Взлет, полет и посадка корпоративного воздушного шара над городом привлекает к себе внимание большого количества людей: для них увиденное - событие дня! Важное значение при этом имеет экипировка экипажа в корпоративной цветовой гамме и с символикой рекламодателя. «Прекрасный результат показала рекламная кампания Kodak, - рассказывает Алексей Пархоменко, руководитель «Киевского Воздухоплавательного Общества». -  На воздушных шарах был совершен тур по более 30 городам Украины. Экипаж был снаряжен в специальную промо-одежду в корпоративной цветовой гамме. Раздавали много различных небесполезных призов: брелки, кепки, футболки. Акция показала, что эффективнее рекламная кампания, направленная на потребителя, проходит на земле: происходит множество контактов с потенциальными клиентами, коммуникаций, во время которых они могут получить дополнительную или просто интересную информацию. Тут же все получают рекламные флаеры, плакаты, календарики, которые, благодаря личному продолжительному контакту сохраняются дольше».

Преимущества рекламы с использованием аэростатов очевидны. Она сочетает в себе одни из самых актуальных на сегодняшний день позиций:

1)     новаторство: к рекламной кампании активно привлекаются передовые, нетрадиционные рекламные носители;

2)     прогрессивность, стиль, имидж: соединение активности, стремительности современного человека с идеей о прекрасном, романтичном свободном полете, формирование соответствующих ассоциаций с торговой маркой; продвижение самого лучшего, нового, стильного, передового, как олицетворение реальности, а не только парения в облаках;

3)     экологичность: воздушный шар не загрязняет окружающую среду, что символизирует чистоту и высоту самой идеи.

Характеристики

Наиболее распространен и выгоден для использования тепловой аэростат типа АХ-7 с объемом оболочки 2200 м3. Этот тип воздушного шара можно использовать как в спорте, так и в различных зрелищных мероприятиях.

Из чего же состоит этот воздушный гигант, который при стартовой готовности имеет высоту пятиэтажного дома? Невооруженным глазом видно два основных элемента – оболочку и корзину (ее еще называют гондолой). Оболочка изготавливается из ткани с особо прочными и водо-, воздухо- и огнеупорными качествами. Корзина плетется из лозы или ротанга. К ней крепятся газовые горелки и баллоны для пропана. В собранном виде аэростат весит не более 250 кг, летает по принципу "легче воздуха" и управляется по вертикали (вверх-вниз).

Пилот должен иметь лицензию на управление тепловыми аэростатами в воздушном пространстве. В профессиональных полетах должен присутствовать и водитель-штурман, который оказывает помощь в наведении шара на цель, а также метеоролог, сообщающий изменения погодных условий и потоков ветра. Однако при «прогулочных» полетах, как правило, присутствует один управляющий аэростатом и пара-тройка «гостей». Если Вы захотите взять в аренду аэростат, то следует учесть, что для его транспортировки потребуется автомобиль с прицепом или микроавтобус, а для подъема и укладки шара – команда бивачных из 2-3 человек.

Количественный состав экипажа аэростата строго регламентирован (в среднем, от двух до шести человек), в зависимости от объема оболочки и, соответственно, грузоподъемности (модель АХ-7 – до 600 кг, АХ-8 – до 1000 кг). Масса снаряженного аэростата (без полезной загрузки), в среднем, составляет 310-360 кг. Максимальная высота подъема – до 5 тыс. метров. Прогулочные шары, как правило, летают низко и не поднимаются выше 400м. Продолжительность свободного полета – от 30 минут до 2 часов, в среднем, составляет 1 час ± 15 мин. Допустимая скорость ветра – до 7 м/сек.

Прокатиться в заоблачную даль на воздушном шаре – удовольствие недешевое, а использование аэростата в рекламных целях – тем более. Поэтому основными потребителями такого рода развлечений и промоушн – два в одном – являются платежеспособные и прогрессивные субъекты. Дороговизна связана не только с постоянной необходимостью хорошего технического оснащения для полетов, но и с временной наработкой (в среднем, эксплуатация шара рассчитана на 300 (до 500) часов).

Существуют и газонаполненные аэростаты. В отличие от тепловых, их используют не только в имиджевых, но и в рекламных целях, поскольку они размещаются на земле, на привязи. Газонаполненные аэростаты бывают сферической  и аэродинамической формы. Однако к их размещению также есть ограничения по метеоусловиям. Так, сферические аэростаты (например, в форме мяча) можно размещать на улице при дожде и мокром снеге при скорости ветра до 7 м/сек, аэродинамические (например, в форме дирижабля) – до 12 м/сек.

Услуги

В мире каждый год проходит большое количество фиест и спортивных соревнований тепловых воздушных шаров. Коммерческая жилка протекает не только в отношении аренды или приобретения аэростатов, но и нанесения на них логотипов компаний и использования в рекламных целях. Какие еще услуги предлагают компании, специализирующиеся на изготовлении, предоставлении и обслуживании воздушных шаров?

В продвижении фирмы, бренда, продукта, специализирующиеся на производстве аэростатов компании предлагают следующий спектр услуг:

-         изготовить тепловой аэростат с символикой фирмы;

-         летать на аэростате заказчика в его интересах и там, где он пожелает;

-         организовать и выполнить рекламный тур по городам Украины;

-         летать на собственном аэростате в интересах заказчика, с ним и его рекламой;

-         организация фестивалей и специальных мероприятий (соревнования Кубка фирмы, города) с участием зарубежных и украинских команд;

-         организация и изготовление рекламно-информационной продукции с аэростатом заказчика;

-         изготовление сувенирной продукции с воздухоплавательной символикой;

-         украшение мероприятий, торжества воздушным шаром;

-         организация и подъемы теплового аэростата в привязном режиме;

-         организация и выполнение свободных полетов.

Итак, если Вы собираетесь заказать собственный воздушный шар, то это удовольствие обойдется в $30-35 тыс. При этом, дополнительные расходы возникнут при каждом полете (в зависимости от целей, которые Вы преследуете): нужно оплатить стоимость необходимого количества газовых баллонов, гонорар пилоту, экипажу, плюс ко всему – расходы по проведению запланированной рекламной кампании.

Место полета необходимо утвердить заранее (во всем помогает компания, которая обеспечивает техническое обслуживание шара), согласовав с местной администрацией (на полеты над крупными городами в некоторых случаях (особенно в периоды праздников или в связи с нестабильной политической ситуацией) требуется также и разрешение СБУ).

Большие расходы уйдут на организацию тура, однако они окупятся, если тщательно и грамотно все продумать. К такому событию необходимо привлечь максимальное количество СМИ, способных создать широкий общественный резонанс. Поэтому важно создать для них хороший информационный повод: это может быть либо установление рекорда, либо благотворительная акция, либо организация соревнований, фиест.

Особое внимание стоит уделить дизайну выбранного рекламного носителя. «Если это воздушный шар, то на нем должно быть как можно меньше текста, и как можно больше смысла, - рекомендует Вячеслав Гардашник, вице-президент Федерации Воздухоплавания Украины. – Оформление аэростата должно быть ярким и лаконичным, поскольку он работает на восприятие. Эффективными являются дизайнерские решения, когда человек видит в небе сразу образ: это летит мороженое, или автомобиль. Однако не у каждой компании специфика деятельности позволяет воплотить яркий ассоциативный образ. В таких случаях важно использовать корпоративный цвет. Если нет и такого, то главное – избегать мрачности, и в то же время выбор белого цвета – не самый удачный, поскольку он быстро пачкается, а стирать воздушную оболочку нельзя. В любом случае, важен индивидуальный подход.

Нанесение изображения на воздушные шары производится с помощью аппликации пленки или ткани на полотнище или саму воздушную оболочку. Реже используется полноцветная печать (для тепловых аэростатов) – это сложная и дорогая технология, поскольку полотнище составляет площадь 30 м2.  Срок эксплуатации нанесенных изображений – такой же, как и у самого шара, но, конечно же, стоит учесть, что под воздействием солнечных лучей немного изменяются оттенки».

«Рекомендации по оформлению воздушных шаров дать сложно, поскольку в любом случае присутствует индивидуальный подход, - говорит Алексей Пархоменко, руководитель «Киевского Воздухоплавательного Общества». - Как правило, шары оформляются в корпоративной цветовой гамме, а баннер пришивается. Бывает, пришивается несколько баннеров по оси воздушной оболочки. Не очень крупные логотипы видны плохо, особенно в небе. Поэтому, небольшие эмблемы лучше размещать в нескольких экземплярах на оболочке при использовании шара на земле как статического носителя рекламы. В небе, конечно же, особенно бросаются яркие цвета и контрастные сочетания, и потребитель может узнать компанию только по характерной цветовой гамме или символу. Утверждая с клиентом дизайн шара, мы предлагаем разработанную в 3d ознакомительную модель: таким образом, с помощью компьютера можно увидеть хорошо обозреваемую со всех сторон точную копию будущего шара и обсудить даже мельчайшие детали».

Планируя задействовать в рекламной кампании аэростат, стоит тщательно продумать безопасность и уместность их использования в конкретном случае. Алексей Пархоменко, руководитель «Киевского Воздухоплавательного Общества»: «Аэростат – это воздушное судно, поэтому у него должен быть регистрационный номер, лицензия, страховки. Основной нормативный документ, регулирующий правила использования воздушного пространства – это Воздушный Кодекс. Он распространяется на все воздушные судна.

Сложности и риски воплощения промо-идей с задействованием аэростатов в большинстве случаев зависят от двух факторов:

1)     погода: всегда есть риск форс-мажорных обстоятельств, о которых мы всегда предупреждаем, но, к сожалению, не все это понимают. Дело в том, что воздушный шар может летать только при благоприятных для него погодных условиях (когда скорость ветра не превышает 7 м/сек и нет осадков). В противном случае (при изменчивости состояния погоды) шар может попасть в потоки ветра и стать неуправляемым. Используя аэростат в рекламных и имиджевых целях, необходимо учитывать, что полеты можно совершать только ранним утром (с 6 до 8) и вечером (после 18). Это связано с сильными порывами ветра и солнечной активностью  в течение дня. У нас всегда есть запасной вариант (к примеру, замена аэростата пневмоконструкциями), который подстраховывает запланированное мероприятие. И тем не менее, мы рекомендуем и самим компаниям продумывать концепцию запасного варианта;

2)     площадка, на которой размещается шар (как правило, рекламные цели преследуются в его наземном использовании – это эффективнее в отношении коммуникации с потребителями): важно, чтобы в радиусе размещения аэростата не было проводов, конструкций. Самые опасные «враги» для воздушных шаров – пиротехники, от них мы стараемся держаться подальше. Кроме того, важно, чтобы вокруг аэростата была сосредоточена охрана, оберегающая от толпы (в случае большого скопления людей).  Шар очень тяжелый, поэтому, если его корзина кого-то заденет в случае неосторожности, то может быть инцидент. Не стоит забывать и о том, что воздушная оболочка поддерживается газовыми баллонами, что также может быть опасным для стихийной толпы, если она неуправляема.

Как правило, хороших идей много, однако все они должны подкрепляться средствами, и не каждая компания может профинансировать перспективный проект. У нас была интересная идея перелететь на воздушных шарах через Азовское море со сбросом парашютистов, но, к сожалению, не хватило финансов. И тем не менее, мы всегда стараемся найти оптимальное решение, предложив интересный проект согласно бюджету компании, которая хочет задействовать аэростат или пневмоконструкции в своих целях».

Подводя итоги, отметим, что в проведении рекламной кампании с участием тепловых аэростатов, помимо имиджевого оформления шара и корпоративной промо-одежды, важна раздача рекламных материалов, сувениров и т.п. при взлете и посадке. Эффективным ходом является организация и проведение спортивных полетов и фиест – это всегда захватывающее зрелище, привлекающее внимание TV и масс-медиа, что  обеспечивает непрямую, а иногда и бесплатную рекламу. Также отличным решением является создание совместных с TV и FM-радиостанциями проектов. Компания может продвинуть себя и, сделав благородное дело, выступив спонсором участия команды своего города или страны в соревнованиях и фиестах. С целью активизировать продажи и поддержать имидж торговой марки в определенных городах, регионах, некоторые компании предлагают организовать специальные туры с полетами на тепловых аэростатах. Эффективным является сотрудничество рекламных, PR и BTL-агентств с воздухоплавательными обществами и компаниями, занимающимися изготовлением аэростатов и пневмоконструкций (однако на Украине такое сотрудничество еще не налажено). В результате такого тандема можно достичь профессиональной организации планируемых рекламных кампаний и координации проектов.

Удачных шаровых идей!

Наталия Волошина,
PROMOmix


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке