эксперты
Марина Атчикова
генеральный директор «Радио Ростова»
Алена Гончарова
директор маркетинговой компании «АМТ»
Георгий Кудинов
президент медиагруппы «Южный регион»
Андрей Рывин
директор издательского дома «РИА-Центр»
Евгений Рябовол
руководитель пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ»
Юрий Сагайдачный
генеральный директор телеканалов «Домашний» и «СТС – Южный регион»
Роман Саранченко
заместитель директора интернет-агентства «Информа»
Сергей Строителев
главный редактор еженедельника «Город N»
Алексей Ступин
генеральный продюсер «Южной Медиагруппы»
Валерий Фадеев
главный редактор журнала «Эксперт»
Наталья Чавкина
территориальный директор Группы Глянцевых Изданий ИД «АБАК-ПРЕСС» в Ростове-на-Дону
Кто отбирает крупных рекламодателей у телеканалов?
Зачем федеральные издания идут в Ростов?
Почему федеральные радиовещатели предпочитают работать в Ростове через партнеров?
Как будет развиваться рынок интернет-медиа?
Рассказывая о тенденциях развития рынка медиа в России в интервью журналу «Индустрия рекламы», гуру рекламного бизнеса НИЛ ФРЕНЧ заметил: «Телевизионная реклама в своем нынешнем виде рано или поздно перестанет существовать, а вот наслаждение от физического разворачивания газеты или журнала за завтраком не заменит никакой онлайн». Его слова напрямую подтверждают основные тенденции развития ростовского рынка рекламы в СМИ: наиболее интенсивный рост в Ростове наблюдался у рынка печатных СМИ, он достиг 23%, меньшая динамика — 15-20% — у рынка радиовещания, сектор телевещания, по мнению экспертов, близок к насыщению. В 2007 г. федеральные медиакомпании усилили свою региональную экспансию, и активно выходили на региональные рынки прессы, следуя за своими рекламодателями.
Рынок прессы подвергся активной атаке федеральных издателей
По мнению экспертов, наиболее основательно в 2007 г. федеральные игроки осваивали сегмент печатных СМИ. Интерес к этой нише проявили, в основном, массовые глянцевые издания и деловая пресса. По мнению территориального директора Группы Глянцевых Изданий ИД «АБАК-ПРЕСС» в Ростове-на-Дону НАТАЛЬИ ЧАВКИНОЙ, журнальный сегодня является самым активно развивающимся сегментом печатного рынка Ростова-на-Дону: «Только в 2006 г. объем рынка рекламы в глянцевых журналах вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2007 г. эта тенденция сохраняется: средний ежемесячный бюджет рекламы в глянце Ростова-на-Дону за период с января по октябрь 2007 г. составляет около 30 млн рублей».
На увеличение рекламных бюджетов на ростовском журнальном рынке, по мнению Натальи Чавкиной, влияет бурное развитие экономики нашего региона: «В Ростове вводятся в эксплуатацию новые торговые центры, открываются представительства известных международных брендов». Эксперты говорят, что динамичное развитие бизнеса в Ростове и рост рекламных бюджетов в сегменте печатных СМИ заинтересовали многих федеральных издателей и стали решающим фактором их выхода на ростовский рынок.
В течение 2007 г. в Ростов вышли такие сетевые глянцевые журналы, как «Дорогое удовольствие», «Искусство потребления», «Шпилька» и «Shopping. Люди & вещи», каталог «9 линий» ИД «АБАК-ПРЕСС». В октябре 2007 г. в донской столице начала выходить региональная версия популярного глянцевого журнала Cosmopolitan, принадлежащего одному из крупнейших в России издательств — Idependent Media Sanoma Magazines. Местным издателем журнала выступил ИД «РИА-Центр», которому Independent Media передало эксклюзивные права на сбор рекламы и подготовку редакционных материалов, а интерес владельцев торговой марки был зафиксирован в виде ежемесячного роялти.
Наталья Чавкина говорит, что сегодня в Ростове выходит около 30 глянцевых изданий. «Рынок печатной рекламы сейчас растет, и издания не будут испытывать трудностей с привлечением рекламодателей. Это обусловлено тем, что в Ростов приходят крупные торговые центры, и вместе с ними увеличивается количество брендированной рекламы», — считает АНДРЕЙ РЫВИН, директор издательского дома «РИА-Центр».
В 2007 г. активно развивался ростовский рынок деловой прессы. В соответствии с исследованием, проведенным ИД «АБАК ПРЕСС», за 9 месяцев 2007 г. он вырос примерно на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., а его объем в начале октября этого года превысил 60 млн руб.
В апреле 2007 г. владелец и издатель газеты «Ведомости», компания Business News Media, разорвала отношения со своим ростовским франчайзинговым партнером — медиахолдингом «Южный регион» и перешла к самостоятельному выпуску ростовской вкладки «Ведомостей». А в октябре 2007 г. в Ростове начал выходить региональный выпуск журнала «Эксперт». Как рассказал на пресс-конференции, посвященной выходу в ЮФО, главный редактор журнала «Эксперт», член общественной палаты РФ ВАЛЕРИЙ ФАДЕЕВ, динамика экономического развития ЮФО в последние годы выше общероссийской: «Это важнейший регион для развития инфраструктуры, туристско-рекреационного бизнеса, перерабатывающей промышленности. К тому же сюда в последний год направляются значительные ресурсы крупного бизнеса, традиционно представленного здесь слабо. К тому же на медиарынке юга России нет делового издания, которое, во-первых, охватывало бы всю территорию округа, во-вторых, позволяло бы проводить экспертизу отдельных региональных рынков, а также делать экономически аргументированные прогнозы их развития».
Вслед за «Экспертом» на рынок деловой прессы Ростова вышла ежедневная деловая газета «РБК daily ЮГ», которая была запущена совместными усилиями холдинга «РосБизнесКонсалтинг» и медиа- холдингом «Южный Регион», потерявшим контракт с «Ведомостями».
По мнению экспертов, активный выход федеральных изданий на местный рынок заставляет развиваться локальную прессу, подтягивая ее уровень до столичного. К примеру, еще в начале года серьезным изменениям модели подверглась деловая газета «Город N». Главный редактор еженедельника «Город N» СЕРГЕЙ СТРОИТЕЛЕВ: «На рынке деловых СМИ конкуренция с каждым годом повышается. Чтобы укрепить позиции издания, мы изменили графическую модель издания и систему его распространения. С апреля газета распространяется по системе индивидуальной и офисной подписки, была уменьшена доля издания, распространяющаяся через розничные сети. Таким образом, мы увеличили число наших постоянных читателей до 30%».
АЛЕНА ГОНЧАРОВА, директор маркетинговой компании «АМТ» считает, что местным изданиям в ближайшее время станет сложнее бороться с федеральными за аудиторию и рекламодателей: «Крупные федеральные издательства имеют четкую систему взаимодействия с потребителями, и заставляют развиваться местные издания. Но и местная пресса начинает развиваться активнее и подтягивается по качеству контента, рекламы и другим показателям к федеральному уровню».
В ростовском телеэфире не осталось местных вещателей
Основные изменения на ТВ-рынке были спровоцированы поправками к закону «О рекламе», которые с января 2007 г. ограничили возможный объем рекламы на телевидении 12 минутами в час и 15% от всего времени вещания в течение суток, а с января 2008 г. понизят объем рекламы до 9 минут в час.
Это вынудило многие телеканалы, вещающие в Ростове во взаимодействии с местными партнерами, пересмотреть условия регионального телевещания. По мнению президента медиагруппы «Южный регион» ГЕОРГИЯ КУДИНОВА, федеральным вещателям в условиях сокращения рекламного времени уже не достаточно франчайзинговых отчислений своих сетевых партнеров за право вещания того или иного телеканала: они хотят участвовать в бизнесе региональных партнеров.
Еще в конце 2006 г. федеральная телекомпания «ТНТ» выкупила у ТРК «Пульс» 49-й телеканал «ТНТ-Пульс», а «ТВЦ» приобрела ООО «Телекомпания «Парк», владеющее правами на вещание на 32-м дециметровом канале. В марте 2007 г. «CTC Media» приобрела ростовскую телекомпанию «Программа. Сервис. Монтаж», которая ретранслировала телеканал «Домашний».
Одновременно с приобретением своих сетевых партнеров федеральные телеканалы в 2007 г. пересмотрели свое отношение к местному программированию: на развлекательных каналах, вещающих в ростовском эфире, таких как «ТНТ», «СТС», «МТВ» и «Домашний», практически исчезли или сократились до минимума передачи, производимые местными студиями. На «СТС» в феврале 2007 г. запустили программу «Истории в деталях. Региональный выпуск», которая выпускается в полном соответствии с форматом федерального телеканала и является единственной программой местного производства в ростовском эфире «СТС». Генеральный директор телеканалов «Домашний» и «СТС — Южный регион» ЮРИЙ САГАЙДАЧНЫЙ считает, что эти изменения вполне объяснимы: «Телевизионные сети заинтересованы в том, чтобы региональная станция проводила ее централизованную политику как в финансовом и организационном планах, так и в области маркетинга».
Эксперты говорят, что на рынке телевещания в 2007 г. активно развивались альтернативные эфирному каналы вещания. Так, в 2006 г. на рынок кабельного телевидения вышла компания «ЦТС-Юг» со своим проектом «ЦТС-ТВ», а в начале 2007 г. в Ростов зашел федеральный оператор кабельного телевидения — компания «Стрим-ТВ», купившая ростовского кабельного оператора «Телелайн». «Интерес крупных компаний к этому рынку был вызван тем, что рекламы на кабельном ТВ становится больше: рекламные бюджеты компаний растут, им нужны индивидуальные каналы доступа до целевой аудитории, а рекламы в эфирном телевидении становится меньше, и цены на нее растут», — объясняет ЕВГЕНИЙ РЯБОВОЛ, руководитель пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ».
В 2007 г. изменилась система продаж рекламы на местном ТВ. Крупнейшие медиаселлеры — «Видео Интернешнл» и «Алькасар» поделили между собой продажи рекламы на федеральных телеканалах, вещающих в Ростове, и ввели систему продаж региональной рекламы по GRP.
Между тем, в конце 2007 г. телеканал «Домашний» отказался от продажи рекламы через «Видео Интернешнл» и организовал собственную службу продаж. Юрий Сагайдачный объяснил это тем, что продажи рекламного времени на региональных станциях «Домашнего» имеют определенную особенность: «Если, к примеру, на «СТС» средства иногородних рекламодателей в денежном выражении составляют 70% в портфеле заказов, а 30% приходится на местных, то на «Домашнем» — диаметрально противоположное соотношение. Кроме того, мы пришли к выводу, что с небольшими рекламодателями лучше работать самостоятельно».
Радио и интернет не привлекают федеральных игроков
Наименьшую активность федеральных медиакомпаний в 2007 г. эксперты отмечают на рынке радиовещания. Основным событием, изменившим позиции игроков на этом рынке, стала перестановка сил в ростовском радиоэфире: с 1 января 2007 г. «Русское радио» ретранслируется «Южной МедиаГруппой» на частоте 103,0 FM, выкупленной у владельцев «Радио 103», ретранслировавшего «Наше радио». Ретрансляция «Нашего радио» в Ростове-на-Дону была прекращена. Медиагруппа «Южный регион» на освободившейся частоте 105,1 FM начала вещание радио «Шансон». Кроме того, «Региональная МедиаГруппа» приобрела у ТРК «Пульс» права на вещание «Love Радио» и радио «Серебряный дождь».
По мнению экспертов, произошедшие изменения в структуре радиорынка не изменили основного его свойства: в Ростове большинство местных компаний ретранслируют федеральные станции, и лишь «Радио Ростова» занимается собственным программированием. По мнению генерального продюсера «Южной Медиагруппы» АЛЕКСЕЯ СТУПИНА, сейчас динамика роста доходов ростовских радиостанций вполне укладывает- ся в средние российские показатели: «У нашего рынка есть потенциал роста: мы можем расти на 15 — 20% в год по доходам».
Эксперты считают, что в ближайшее время рынок радиорекламы будет увеличиваться, в основном, за счет региональных станций. Генеральный директор «Радио Ростова» МАРИНА АТЧИКОВА отмечает, что именно этот факт привлекает столичных инвесторов в регионы: «Пока что им не нужны технологии работы, объемы рекламных поступлений или уникальность формата местной радиостанции. Московские компании скупают частоты — наиболее ценный актив у радиовещателей».
Стабильным остается и рынок интернет-изданий. В 2007 г. в Ростове открыло свое представительство и запустило локальную версию городского интернет-портала только одна компания — челябинская Rugion. Кроме того, известны планы компании «РосБизнесКонсалтинг» по запуску в начале 2008 г. региональной версии сайта RBC.ru.
По мнению экспертов, небольшая активность федеральных медиакомпаний в региональном и, в частности, ростовском интернете, объясняется небольшим объемом рынка рекламы в этом сегменте и достаточно высокими инвестициями, требующимися на создание конкурентного и эффективного медиаресурса в интернет. Однако, по мнению заместителя директора интернет-агентства «Информа» РОМАНА САРАНЧЕНКО, потребность в интернет-рекламе у ростовских рекламодателей постепенно растет, и крупные российские интернет-компании пока что присматриваются к регионам: «Рынок интернет-рекламы в Ростове растет очень медленно, и до 2010 г. не сможет обеспечить необходимых объемов рекламы для создания рентабельных локальных интернет-медиа».