Федеральные медиакомпании хотят зарабатывать в Ростове самостоятельно


Основной тенденцией развития рынка медиа в Ростове в 2007 г. эксперты называют усиление экспансии федеральных медиакомпаний. Наиболее активно она проявлялась в сегменте печатных СМИ, на который за последний год вышло около 10 федеральных сетевых изданий. Наименьший интерес федералы проявляли к местным радиовещательным и интернет-активам. На ростовском телевизионном рынке в 2007 г. экспансия российских телеканалов завершилась, и началась борьба эфирного и кабельного способов трансляции за бюджеты крупных рекламодателей.

эксперты
Марина Атчикова
генеральный директор «Радио Ростова»
Алена Гончарова
директор маркетинговой компании «АМТ»
Георгий Кудинов
президент медиагруппы «Южный регион»
Андрей Рывин
директор издательского дома «РИА-Центр»
Евгений Рябовол
руководитель пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ»
Юрий Сагайдачный
генеральный директор телеканалов «Домашний» и «СТС – Южный регион»
Роман Саранченко
заместитель директора интернет-агентства «Информа»
Сергей Строителев
главный редактор еженедельника «Город N»
Алексей Ступин
генеральный продюсер «Южной Медиагруппы»
Валерий Фадеев
главный редактор журнала «Эксперт»
Наталья Чавкина
территориальный директор Группы Глянцевых Изданий ИД «АБАК-ПРЕСС» в Ростове-на-Дону

Кто отбирает крупных рекламодателей у телеканалов?

Зачем федеральные издания идут в Ростов?

Почему федеральные радиовещатели предпочитают работать в Ростове через партнеров?

Как будет развиваться рынок интернет-медиа?

Рассказывая о тенденциях развития рынка медиа в России в интервью журналу «Индустрия рекламы», гуру рекламного бизнеса НИЛ ФРЕНЧ заметил: «Телевизионная реклама в своем нынешнем виде рано или поздно перестанет существовать, а вот наслаждение от физического разворачивания газеты или журнала за завтраком не заменит никакой онлайн». Его слова напрямую подтверждают основные тенденции развития ростовского рынка рекламы в СМИ: наиболее интенсивный рост в Ростове наблюдался у рынка печатных СМИ, он достиг 23%, меньшая динамика — 15-20% — у рынка радиовещания, сектор телевещания, по мнению экспертов, близок к насыщению. В 2007 г. федеральные медиакомпании усилили свою региональную экспансию, и активно выходили на региональные рынки прессы, следуя за своими рекламодателями.

Рынок прессы подвергся активной атаке федеральных издателей

По мнению экспертов, наиболее основательно в 2007 г. федеральные игроки осваивали сегмент печатных СМИ. Интерес к этой нише проявили, в основном, массовые глянцевые издания и деловая пресса. По мнению территориального директора Группы Глянцевых Изданий ИД «АБАК-ПРЕСС» в Ростове-на-Дону НАТАЛЬИ ЧАВКИНОЙ, журнальный сегодня является самым активно развивающимся сегментом печатного рынка Ростова-на-Дону: «Только в 2006 г. объем рынка рекламы в глянцевых журналах вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В 2007 г. эта тенденция сохраняется: средний ежемесячный бюджет рекламы в глянце Ростова-на-Дону за период с января по октябрь 2007 г. составляет около 30 млн рублей».

На увеличение рекламных бюджетов на ростовском журнальном рынке, по мнению Натальи Чавкиной, влияет бурное развитие экономики нашего региона: «В Ростове вводятся в эксплуатацию новые торговые центры, открываются представительства известных международных брендов». Эксперты говорят, что динамичное развитие бизнеса в Ростове и рост рекламных бюджетов в сегменте печатных СМИ заинтересовали многих федеральных издателей и стали решающим фактором их выхода на ростовский рынок.

В течение 2007 г. в Ростов вышли такие сетевые глянцевые журналы, как «Дорогое удовольствие», «Искусство потребления», «Шпилька» и «Shopping. Люди & вещи», каталог «9 линий» ИД «АБАК-ПРЕСС». В октябре 2007 г. в донской столице начала выходить региональная версия популярного глянцевого журнала Cosmopolitan, принадлежащего одному из крупнейших в России издательств  — Idependent Media Sanoma Magazines. Местным издателем журнала выступил ИД «РИА-Центр», которому Independent Media передало эксклюзивные права на сбор рекламы и подготовку редакционных материалов, а интерес владельцев торговой марки был зафиксирован в виде ежемесячного роялти.

Наталья Чавкина говорит, что сегодня в Ростове выходит около 30 глянцевых изданий. «Рынок печатной рекламы сейчас растет, и издания не будут испытывать трудностей с привлечением рекламодателей. Это обусловлено тем, что в Ростов приходят крупные торговые центры, и вместе с ними увеличивается количество брендированной рекламы», — считает АНДРЕЙ РЫВИН, директор издательского дома «РИА-Центр».

В 2007 г. активно развивался ростовский рынок деловой прессы. В соответствии с исследованием, проведенным ИД «АБАК ПРЕСС», за 9 месяцев 2007 г. он вырос примерно на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., а его объем в начале октября этого года превысил 60 млн руб.

В апреле 2007 г. владелец и издатель газеты «Ведомости», компания Business News Media, разорвала отношения со своим ростовским франчайзинговым партнером — медиахолдингом «Южный регион» и перешла к самостоятельному выпуску ростовской вкладки «Ведомостей». А в октябре 2007 г. в Ростове начал выходить региональный выпуск журнала «Эксперт». Как рассказал на пресс-конференции, посвященной выходу в ЮФО, главный редактор журнала «Эксперт», член общественной палаты РФ ВАЛЕРИЙ ФАДЕЕВ, динамика экономического развития ЮФО в последние годы выше общероссийской: «Это важнейший регион для развития инфраструктуры, туристско-рекреационного бизнеса, перерабатывающей промышленности. К тому же сюда в последний год направляются значительные ресурсы крупного бизнеса, традиционно представленного здесь слабо. К тому же на медиарынке юга России нет делового издания, которое, во-первых, охватывало бы всю территорию округа, во-вторых, позволяло бы проводить экспертизу отдельных региональных рынков, а также делать экономически аргументированные прогнозы их развития».

Вслед за «Экспертом» на рынок деловой прессы Ростова вышла ежедневная деловая газета «РБК daily ЮГ», которая была запущена совместными усилиями холдинга «РосБизнесКонсалтинг» и медиа- холдингом «Южный Регион», потерявшим контракт с «Ведомостями».

По мнению экспертов, активный выход федеральных изданий на местный рынок заставляет развиваться локальную прессу, подтягивая ее уровень до столичного. К примеру, еще в начале года серьезным изменениям модели подверглась деловая газета «Город N». Главный редактор еженедельника «Город N» СЕРГЕЙ СТРОИТЕЛЕВ: «На рынке деловых СМИ конкуренция с каждым годом повышается. Чтобы укрепить позиции издания, мы изменили графическую модель издания и систему его распространения. С апреля газета распространяется по системе индивидуальной и офисной подписки, была уменьшена доля издания, распространяющаяся через розничные сети. Таким образом, мы увеличили число наших постоянных читателей до 30%».

АЛЕНА ГОНЧАРОВА, директор маркетинговой компании «АМТ» считает, что местным изданиям в ближайшее время станет сложнее бороться с федеральными за аудиторию и рекламодателей: «Крупные федеральные издательства имеют четкую систему взаимодействия с потребителями, и заставляют развиваться местные издания. Но и местная пресса начинает развиваться активнее и подтягивается по качеству контента, рекламы и другим показателям к федеральному уровню».

В ростовском телеэфире не осталось местных вещателей

Основные изменения на ТВ-рынке были спровоцированы поправками к закону «О рекламе», которые с января 2007 г. ограничили возможный объем рекламы на телевидении 12 минутами в час и 15% от всего времени вещания в течение суток, а с января 2008 г. понизят объем рекламы до 9 минут в час.

Это вынудило многие телеканалы, вещающие в Ростове во взаимодействии с местными партнерами, пересмотреть условия регионального телевещания. По мнению президента медиагруппы «Южный регион» ГЕОРГИЯ КУДИНОВА, федеральным вещателям в условиях сокращения рекламного времени уже не достаточно франчайзинговых отчислений своих сетевых партнеров за право вещания того или иного телеканала: они хотят участвовать в бизнесе региональных партнеров.

Еще в конце 2006 г. федеральная телекомпания «ТНТ» выкупила у ТРК «Пульс» 49-й телеканал «ТНТ-Пульс», а «ТВЦ» приобрела ООО «Телекомпания «Парк», владеющее правами на вещание на 32-м дециметровом канале. В марте 2007 г. «CTC Media» приобрела ростовскую телекомпанию «Программа. Сервис. Монтаж», которая ретранслировала телеканал «Домашний».

Одновременно с приобретением своих сетевых партнеров федеральные телеканалы в 2007 г. пересмотрели свое отношение к местному программированию: на развлекательных каналах, вещающих в ростовском эфире, таких как «ТНТ», «СТС», «МТВ» и «Домашний», практически исчезли или сократились до минимума передачи, производимые местными студиями. На «СТС» в феврале 2007 г. запустили программу «Истории в деталях. Региональный выпуск», которая выпускается в полном соответствии с форматом федерального телеканала и является единственной программой местного производства в ростовском эфире «СТС». Генеральный директор телеканалов «Домашний» и «СТС — Южный регион» ЮРИЙ САГАЙДАЧНЫЙ считает, что эти изменения вполне объяснимы: «Телевизионные сети заинтересованы в том, чтобы региональная станция проводила ее централизованную политику как в финансовом и организационном планах, так и в области маркетинга».

Эксперты говорят, что на рынке телевещания в 2007 г. активно развивались альтернативные эфирному каналы вещания. Так, в 2006 г. на рынок кабельного телевидения вышла компания «ЦТС-Юг» со своим проектом «ЦТС-ТВ», а в начале 2007 г. в Ростов зашел федеральный оператор кабельного телевидения — компания «Стрим-ТВ», купившая ростовского кабельного оператора «Телелайн». «Интерес крупных компаний к этому рынку был вызван тем, что рекламы на кабельном ТВ становится больше: рекламные бюджеты компаний растут, им нужны индивидуальные каналы доступа до целевой аудитории, а рекламы в эфирном телевидении становится меньше, и цены на нее растут», — объясняет ЕВГЕНИЙ РЯБОВОЛ, руководитель пресс-службы управляющей компании «Стрим-ТВ».

В 2007 г. изменилась система продаж рекламы на местном ТВ. Крупнейшие медиаселлеры — «Видео Интернешнл» и «Алькасар» поделили между собой продажи рекламы на федеральных телеканалах, вещающих в Ростове, и ввели систему продаж региональной рекламы по GRP.

Между тем, в конце 2007 г. телеканал «Домашний» отказался от продажи рекламы через «Видео Интернешнл» и организовал собственную службу продаж. Юрий Сагайдачный объяснил это тем, что продажи рекламного времени на региональных станциях «Домашнего» имеют определенную особенность: «Если, к примеру, на «СТС» средства иногородних рекламодателей в денежном выражении составляют 70% в портфеле заказов, а 30% приходится на местных, то на «Домашнем» — диаметрально противоположное соотношение. Кроме того, мы пришли к выводу, что с небольшими рекламодателями лучше работать самостоятельно».

Радио и интернет не привлекают федеральных игроков

Наименьшую активность федеральных медиакомпаний в 2007 г. эксперты отмечают на рынке радиовещания. Основным событием, изменившим позиции игроков на этом рынке, стала перестановка сил в ростовском радиоэфире: с 1 января 2007 г. «Русское радио» ретранслируется «Южной МедиаГруппой» на частоте 103,0 FM, выкупленной у владельцев «Радио 103», ретранслировавшего «Наше радио». Ретрансляция «Нашего радио» в Ростове-на-Дону была прекращена. Медиагруппа «Южный регион» на освободившейся частоте 105,1 FM начала вещание радио «Шансон». Кроме того, «Региональная МедиаГруппа» приобрела у ТРК «Пульс» права на вещание «Love Радио» и радио «Серебряный дождь».

По мнению экспертов, произошедшие изменения в структуре радиорынка не изменили основного его свойства: в Ростове большинство местных компаний ретранслируют федеральные станции, и лишь «Радио Ростова» занимается собственным программированием. По мнению генерального продюсера «Южной Медиагруппы» АЛЕКСЕЯ СТУПИНА, сейчас динамика роста доходов ростовских радиостанций вполне укладывает- ся в средние российские показатели: «У нашего рынка есть потенциал роста: мы можем расти на 15 — 20% в год по доходам».

Эксперты считают, что в ближайшее время рынок радиорекламы будет увеличиваться, в основном, за счет региональных станций. Генеральный директор «Радио Ростова» МАРИНА АТЧИКОВА отмечает, что именно этот факт привлекает столичных инвесторов в регионы: «Пока что им не нужны технологии работы, объемы рекламных поступлений или уникальность формата местной радиостанции. Московские компании скупают частоты — наиболее ценный актив у радиовещателей».

Стабильным остается и рынок интернет-изданий. В 2007 г. в Ростове открыло свое представительство и запустило локальную версию городского интернет-портала только одна компания — челябинская Rugion. Кроме того, известны планы компании «РосБизнесКонсалтинг» по запуску в начале 2008 г. региональной версии сайта RBC.ru.

По мнению экспертов, небольшая активность федеральных медиакомпаний в региональном и, в частности, ростовском интернете, объясняется небольшим объемом рынка рекламы в этом сегменте и достаточно высокими инвестициями, требующимися на создание конкурентного и эффективного медиаресурса в интернет. Однако, по мнению заместителя директора интернет-агентства «Информа» РОМАНА САРАНЧЕНКО, потребность в интернет-рекламе у ростовских рекламодателей постепенно растет, и крупные российские интернет-компании пока что присматриваются к регионам: «Рынок интернет-рекламы в Ростове растет очень медленно, и до 2010 г. не сможет обеспечить необходимых объемов рекламы для создания рентабельных локальных интернет-медиа».


3401
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :