Вход | Регистрация
ГлавнаяАналитические материалы по маркетингу, рекламе и PR ... СтатьиИнтернет → Интернет-торговля

Интернет-торговля

05.05.2005 | Интернет
Особенности и нюансы

Продажа товаров через интернет в целом не сильно отличается от обыкновенного магазина.

На виртуальную торговлю распространяются те же нормы гражданского и налогового законодательства, что и на обычную. Хотя особенности у торговли через Всемирную сеть все-таки существуют.

Tеория сетевого бизнеса

В Глобальной сети существует множество интернет-магазинов, которые предлагают всевозможные товары: от записных книжек до ювелирных изделий. Это действительно удобно. Однако не все знают, с какими именно трудностями сталкиваются создатели такого магазина.

Виртуальные магазины можно разделить на две группы. В первую войдут реально существующие торговые предприятия, которые для увеличения продаж создают собственный сайт, где можно ознакомиться с предлагаемым ими ассортиментом. Ко второй группе относятся интернет-магазины, торгующие только онлайн. У таких компаний торговых помещений нет.

От идеи до воплощения один шаг

Для создания любого интернет-магазина в первую очередь нужно разработать веб-сайт, на котором будет размещена вся информация о продаваемых товарах, порядке их оплаты и доставки. Фирма может доверить разработку сайта сторонней организации, а может сделать его сама.

Подобные затраты являются результатами интеллектуальной деятельности, но они не всегда превратятся в нематериальные активы (НМА) компании. Дело в том, что к таким активам, в частности, относятся исключительные авторские права на программы для ЭВМ, базы данных (ст. 4 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Поэтому если сайт формируется на основе программ, то именно они и будут считаться НМА. При этом у фирмы должны быть документы, подтверждающие исключительные авторские права (патенты, свидетельства и т. п.). Так что сам по себе сайт не отвечает признакам НМА, приведенным в ПБУ 14/2000. В какой-то степени наши слова подтверждает и письмо Минфина России от 22 октября 2004 г. № 07-05-14/280. Там сказано, что если расходы связаны с созданием веб-сайта, предназначенного, как правило, для рекламы деятельности фирмы, понесенные затраты показываются в учете в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Если же затраты связаны с разработкой программ для ЭВМ, организациям следует руководствоваться ПБУ 14/2000. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что нематериальный актив может возникать только у фирм-разработчиков сайтов, которые для работы создают всевозможные программы.

У интернет-магазинов затраты на создание сайта показываются в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов. Переносить свою стоимость на затратные счета они будут в течение соответствующего периода времени, который определит сама фирма. Аналогично будут учитываться и расходы на регистрацию (приобретение) уникального доменного имени. Что касается налогового учета, то там все эти затраты будут показываться в составе прочих (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако, на наш взгляд, уменьшать налогооблагаемую прибыль они смогут не сразу, а постепенно, в течение срока, который, как мы уже сказали, определит предприятие. Связано это с тем, что сайт призван служить компании продолжительное время, а расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Лицензионные требования

Мы отмечали выше, что в Глобальной сети сегодня продают все что угодно. Но, как известно, для продажи отдельных видов товаров необходима лицензия. Это относится к табаку, алкоголю, лекарствам, изделиям медицинского назначения. В связи с этим возникает проблема получения интернет-магазином соответствующей лицензии.

На первый взгляд, никаких ограничений законодательство не предусматривает. Более того, например, в Законе г. Москвы от 23 июня 2004 г. № 42 розничная продажа алкоголя в сети отдельно выделена в перечне лицензируемых видов деятельности. В то же время, согласно статье 3 названного закона, фирма может торговать только «на объектах, указанных в лицензии (приложении к лицензии)». Для виртуального магазина таким объектом будет место вручения товара покупателю. В каждом случае оно будет разным, поэтому зафиксировать его в лицензии невозможно. Получается, что одним из требований к лицензиату является представление документа, который подтвердит «право собственности или временного владения и пользования зданием... предназначенным для розничной продажи». Если он не представляет подобных бумаг, то ему откажут (ст. 6 закона № 42).

Компании в этой ситуации нашли выход. Практически у каждой из них есть склад, где хранятся продаваемые товары. На этот адрес они и получают лицензию. Тем не менее, если следовать букве закона, это не совсем верно, ведь здание, где хранятся товары, торговым помещением не является. Все вышесказанное про реализацию алкогольной продукции можно в полной мере отнести и ко всем другим лицензируемым видам деятельности.

Обратите внимание: если компания будет вести торговлю без лицензии, то может быть оштрафована на сумму от 40 тысяч до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Кроме того, отсутствие этого документа лишит фирму льготы по НДС. Поскольку товары, освобождаемые от налога (например, лекарства, медицинские товары), не подлежат «налогообложению... при наличии у налогоплательщиков... соответствующих лицензий на осуществление деятельности» (п. 6 ст. 149 НК РФ).

ЕНВД: быть или не быть

Теперь попробуем разобраться, подпадает ли продажа товаров через интернет-магазин под деятельность, облагаемую ЕНВД. Если посредством сети реализуются подакцизные товары, то «вмененной» деятельности не возникает. Впрочем, как и в остальных случаях. Минфин мотивирует это тем, что «отсутствует объект организации торговли, установленный в ст. 346.26 Кодекса» (письмо от 13 апреля 2004 г. № 04-05-11/50). В своих разъяснениях чиновники отмечают, что при доставке товара, заказанного в сети, место его доставки и оплаты отнести к понятию «торгового зала», «палатки» или «нестационарной торговой сети» нельзя. При этом помещение офиса также не будет объектом, потому что оно не является местом совершения сделок купли-продажи.

Некоторые специалисты считают, что позицию финансового ведомства можно оспорить. Доводы приводят следующие. Согласно статье 346.27 Налогового кодекса, розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Она может вестись через стационарную (магазины, павильоны) или нестационарную торговую сеть. При этом определение нестационарной сети открыто. Именно к этой категории, на их взгляд, можно отнести виртуальную розничную торговлю как объект, не попадающий под определение стационарной сети. Мы здесь отметим, что даже если организации удастся доказать наличие «вмененной» деятельности, у нее сразу же возникнет вопрос, что считать торговым местом в данной ситуации. Напомним, что им является место, используемое для совершения сделок купли-продажи. При виртуальной торговле достаточно сложно сказать, где именно совершается сделка. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что не в офисе интернет-магазина, поскольку договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека (ст. 493 ГК РФ). А чек покупатель получает вместе с товаром в том месте, которое он указал при оформлении заказа. Но эту точку расчета торговым местом не назовешь, да и невыгодно так считать, ведь тогда у виртуального магазина будет немыслимое количество торговых мест, что приведет к баснословной сумме налога. Так что проще согласиться с финансистами и облагать выручку от интернет-продаж по традиционной системе налогообложения.

Страсти по ККМ

Многие покупатели предпочитают оплачивать товары наличными или с помощью пластиковой карты. В этом случае компания должна использовать кассовый аппарат. Таковы требования статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Интернет-торговля исключением не является. О чем московские налоговики напомнили еще в период действия старого закона о ККМ (письмо от 2 октября 2000 г. № 30-12/47472). По их мнению, каждый курьер виртуального магазина должен возить ККМ с собой. Несмотря на то что сегодня существуют небольшие портативные модели кассовых аппаратов, если курьеров много, то снабдить их всех подобными машинами будет слишком накладно.

В подобной ситуации фирма встает перед дилеммой: заранее пробивать чек либо сделать это после возвращения курьера с деньгами. В первом случае получится, что до момента возврата курьера (а это может произойти и на следующий день) в кассе будет недостача. А при отказе покупателя от товара неизбежно придется оформлять возврат денег из кассы (акт по форме № КМ-3). Если вы пробьете чек после возвращения курьера, то это будет прямым нарушением требований статьи 5 закона о ККТ, согласно которому чек следует выдавать в момент оплаты. Получается, что обязанность применять кассовый аппарат существует, а выполнить ее, не нарушив закон, невозможно. Однако этот факт законодателей волнует мало.

В свете всего сказанного наиболее привлекательным, по нашему мнению, выглядит первый вариант: пробивать чек заранее. Потому что при подобном раскладе покупатель с большей охотой примет товар, особенно при дорогостоящих покупках, а курьеру не придется повторно ехать к покупателю для того, чтобы отдать кассовый чек. Кроме того, опасаться контрольной закупки в этом случае не нужно, поскольку такие мероприятия грозят, как правило, реальным магазинам.

Рекламная ложка меда

Совсем недавно любые расходы компаний на интернет воспринимались как рекламные. Если компания создавала свой веб-сайт, то с суммы затрат на него инспекторы требовали заплатить налог на рекламу. Но с 1 января 2005 года все изменилось.

Налог на рекламу отменили, а рекламщики были переведены на уплату ЕНВД. Причем «вмененным» налогом облагается лишь наружная реклама (подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Сюда относится информация, размещенная на щитах, стендах,

плакатах и электронных табло и других стационарных объектах (ст. 346.27 НК РФ). Минфин в письме от 27 декабря 2004 г. №03-06- 05-04/97 поясняет, что «к стационарным техническим средствам наружной рекламы могут относиться лишь те... которые непосредственно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (то есть объектами недвижимого имущества)». Таким образом, реклама товаров в интернете, и в частности на собственном веб-сайте, налогами больше не облагается.

Комментарии

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке

Контекстная реклама


Рубрики


Календарь

«
Декабрь 2016 г.
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Интервью

Harbour.Space Barcelona доверил разработку бренда дизайнерам из российской глубинки
29.11.2016 | Брендинг | Директора
Интервью с креативным директором агентства «I am» Андреем Брохман.
Logitech: ребрендинг как переосмысление
02.09.2015 | Брендинг | Директора
Интервью с генеральным директором Logitechв России Романом Мониным.
Сегодня квесты взрывают рынок развлечений
17.07.2015 | Интернет | Директора
Интервью с Артемом Лузгиным, основателем и сценаристом региональной сети escape-квестов «Изоляци

Обсуждения: Новые комментарии

ЕкатеринаДизайн новогодней открытки ...
Здравствуйте, готова выполнить макет. Какой бюджет? Сайт:http://esd.graphics/ ...
ГостьThor Group ...
Олежка Батраченко обычный жулик. Обманул людей и живет на их деньги спокойно. Его номер телефона +79687567575. Живет на Рублевке ...
Максим ШульгинАвиакомпания "Аэрофлот" шокирова ...
Спасибо! Не вычитали исходный текст http://avia.pro/news/aviakompaniya-aeroflot-shokirovala-klientov-reklamoy-s-krematoriem Испр ...
ГостьХотите, чтобы ваши дети были спо ...
Отличные результаты! ...
ГостьХотите, чтобы ваши дети были спо ...
Пока есть такие, как вы, есть надежда. ...