Обзор: Выставочные операторы Екатеринбурга


Число выставочных операторов в Екатеринбурге за этот год увеличилось в полтора раза. Однако на качестве предоставляемых услуг это никак не сказалось. Выставочные компании заявляют одинаковые темы и переманивают друг у друга клиентов, вместо того чтобы договориться и цивилизованно поделить рынок.

эксперты
Наталья Бессонова
генеральный директор ЗАО «Универсальные выставки»
Владимир Бондаренко
директор НПП «Терм»
Ирина Борисенко
руководитель отдела маркетинга ЗАО «Уральские Выставки — 2000»
Ольга Константинова
генеральный директор компании «ЭкспоГрад»
Полина Хорошилова
генеральный директор КОСК «Россия»

как
воруют идеи выставок у конкурентов
в чем
экономический кризис изменил активность экспонентов
почему
региональные операторы не боятся экспансии федералов

Ввыставочном бизнесе Екатеринбурга господствуют местные игроки. Операторы предлагают клиентам ограниченный набор услуг, пока столичные организации, которые могли бы обострить конкуренцию, делают только пробные шаги. Екатеринбургские компании не боятся федеральных конкурентов — найти приличные площадки тем едва ли удастся, даже если они всерьез решат начать экспансию в УрФО.

Постоянные участники выставок характеризуют рынок словом «застой». Темы экспозиций не отличаются разнообразием, поскольку среди операторов распространен плагиат, развивать бизнес, выходя на другие территории, никто не стремится. Изменить ситуацию сможет только ввод в эксплуатацию новых площадок. Однако сдавать запланированные объекты никто не спешит, а игроки рынка тратить средст­ва на возведение выставочных центров не желают.

Операторы подставляют конкурентов

Количество выставочных операторов в Екатеринбурге за год выросло с 18 до 25. С одной стороны, этому способствовали деления местных компаний, которые начались в прошлом году. Так, вслед за «Экс­по­Градом», вышедшим из КОСК «Россия», рынок пополнился «Экспомиром», отколовшимся от RTE-Group.

Кроме того, по словам НАТАЛЬИ БЕССОНОВОЙ, генерального директора ЗАО «Универсальные выставки», заметными игроками стали «Экспоком», москов­ские КАИ и МВК, петербургский «Примэкс­по» и выставочное общество «Пермская ярмарка». «Скорее всего, стоит ожидать других подобных расколов. Люди вырастают и считают, что им по силам работать отдельно, — отмечает г-жа Бессонова. — В принципе в этой ситуации не было бы ничего страшного, если бы новые компании выходили на рынок со свежими идеями».

Но старожилы рынка обвиняют новичков в некорректной конкуренции: те предлагают традиционную тематику выставок, работают по прежним базам, грубо переманивают экспонентов. Полина Хорошилова, генеральный директор КОСК «Россия»: «Новые игроки используют те же темы, что и мы, причем проводят свои выставки в те же самые сроки и даже с такими же названиями. Я была удивлена, когда отколовшийся от нас «Экспо­Град» организовал десятую, юбилейную, выставку «Образование от А до Я». КОСК действительно проводит ее уже десять лет, но почему у них она вдруг стала юбилейной — мне непонятно».

Обычная практика, добавляют другие эксперты, — позвонить давно знакомому клиенту и сообщить, что у прежнего выставочного оператора дела идут плохо и сотрудники увольняются. А потом по­звать к себе. Г-жа Хорошилова рассказала, что недобросовестные конкуренты сообщали постоянным участникам выставок о якобы готовящемся закрытии КОСК «Россия». Запрещенные приемы используют и в Интернете: некоторые игроки на своих сайтах заявляют о том, что их выставки поддерживаются отраслевыми союзами и региональными властями. На деле же, по словам Натальи Бессоновой, в областных министерствах об этих выставках не знают. Распространено и воровство тематики. «Скоро вообще будем организовывать мероприятия молча. Только заявишь новую тему, конкуренты включают ее в свои программы», — сетует г-жа Бессонова.

Практически все эксперты признаются, что приемы конкурентной борьбы причиняют им самим массу неудобств. ИРИНА БОРИСЕНКО, руководитель отдела маркетинга ЗАО «Уральские Выставки — 2000»: «Мы не можем между собой договориться. А тут еще и новые компании беспрепятственно появляются и начинают всем создавать помехи. Нужно ввести правила, которые бы ограничивали выход новичков на рынок, — это мировая практика. За границей новым выставочным обществам сложно пробиться, а у нас им даже помогают. Местные власти вообще оказывают поддержку инорегиональным игрокам. Так не должно быть».

Попытки примирить операторов предпринимало областное правительство. Организацию крупной выставки «Уралтранс» поручили сразу двум игрокам — «ИнЭкспо» и «Уральским Выставкам — 2000». Однако г-жа Борисенко считает опыт неудачным. В целом объединять усилия местные компании не намерены даже под угрозой экспансии федералов.

Дефицит площадей усугубляется

Позиция местных операторов вполне по­нятна. Во-первых, намерения варягов не­ль­зя назвать серьезными: пока они заходят в город с разовыми выставками и открывать филиалы не собираются. Так, МВК проводит мебельную выставку раз в году, «Пермские ярмарки» также планируют на ноябрь разовое мероприятие по станкостроению. Во-вторых, даже если федералы всерьез захотят развернуться в Екатеринбурге, найти для этого подходящие площади в достаточном объеме им едва ли удастся. Строительство Международного выставочного центра на 40 тыс. кв. м, в котором смогут поместиться сразу все операторы, не идет, хотя власти обещали запустить объект еще в 2007 г. Срок сдачи перенесли на 2009 г. — к саммиту ШОС, но сейчас стало ясно, что и к этому времени ничего не построят. «Там только гаражи убрали, а работы так и не начались», — комментирует Наталья Бессонова.

При этом четырех основных специализированных площадок (КОСК «Россия», ЦМТЕ, ДИВЦ, ВЦ «ИнЭкспо») городу явно недостаточно. А «приспособленные» (ДК «Уралмаш», КРК «Уралец», ДИВС «Уралочка», Дворец молодежи и т. д.) не удовлетворяют высоким требованиям экспонентов. Все это делает выставочный бизнес в Екатеринбурге низкорентабельным. «Наша прибыль находится на уровне 100 млн руб. в год, что в четыре раза меньше, чем у «Пермских ярмарок», — констатирует Ирина Борисенко. — Аренда площадей съедает от трети до половины бюджета». Выставочный центр позволил бы операторам экономить на арендной плате, объединив их усилия и бюджеты при совместной организации больших экспозиций.

Но компании довольствуются имеющимися старыми площадками и построенным Региональным выставочным центром на ул. Громова. Правда, и в последнем есть свои сложности — не функционируют лифты, поэтому конгрессные мероприятия в РВЦ проводить никто не берется.

Решить проблему площадей могли бы сами операторы. Как полагает г-жа Бессонова, собственных средств на это хватит: «Если учесть, что годовой оборот у каждого в среднем составляет 10-20 млн руб., то в общем на выставочном рынке Екатеринбурга крутится около 0,5 млрд руб. Без привлечения инвесторов не обойтись, но построить выставочный центр в прин­ципе можно». В России есть такие примеры — несколько площадок находятся в частных руках.

Однако международный опыт показывает, что лучше, когда выставочные площади — муниципальная или федеральная собственность. В этом случае ясна ценовая политика, появляется возможность проводить тендеры, что повышает качест­во услуг. «В Германии, например, все выставки заказывают, — объясняет Наталья Бессонова. — При необходимости либо власти, либо отраслевые союзы объявляют тендер. Поскольку операторов выбирают по многим критериям, у них есть стимул расти. Так что строить площадки все-таки должно государство».

Кризис выгнал с выставок крупных экспонентов

Операторы хором заявляют: время выставок-ярмарок постепенно заканчивается. Школьные базары не пользуются популярностью. Сельскохозяйственные ярмарки, хоть и привлекают большое количество посетителей, не приносят выгоды экспонентам. ОЛЬГА КОНСТАНТИНОВА, генеральный директор компании «ЭкспоГрад»: «Ярмарку «Дары осени» посетили в этом году 18 тыс. человек, такие потребительские мероприятия традиционно популярны, их ждут. Но в основном люди просто закупают там овощи. Другие экспоненты остаются в тени».

Как уточняет г-жа Борисенко, тематика выставок в этом году изменилась из-за кризиса. Если в начале года планировали с размахом провести юбилейную финансовую ярмарку, то сейчас решили не привлекать к мероприятию повышенного внимания. Выставки, затрагивающие темы недвижимости, наоборот, вызывают сегодня живой интерес у местных, инорегиональных и зарубежных участников. После падения фондовых рынков инвесторы вывели капиталы из ценных бумаг и интересуются вложениями в квартиры и коттеджи. «В 2006 г. мероприятие, связанное с недвижимостью, собрало 38 участников, в 2007-м — 50. В этом году их было больше 100, — приводит пример Ирина Борисенко. — Неожиданно выстрелила химическая выставка. Обычно с ней были проблемы, но мы оставили ее в своем календаре. В итоге она в два раза превзошла прошлый год по объему, количеству экспонентов и посетителей, а также по денежному обороту».

Строительная тематика в этом году открылась с новой стороны. Операторы говорят, что состав участников за полгода поменялся в корне: если весной на мероприятия заявлялись в основном крупные застройщики, то сейчас наблюдается массовое участие небольших компаний. Дело в том, что флагманы строительного рынка не успевают закончить к саммиту ШОС многие объекты, поэтому нет необходимости светиться на выставках. Мелкие же компании активизируются из-за кризиса: рассматривают участие как возможность обзавестись полезными связями и в дальнейшем привлечь инвесторов.

Но и посетителей выставок становится меньше. В большинстве случаев причина ясна — тематика себя исчерпала. По металлургии и станкостроению мероприятия проводят минимум четыре оператора, почти одновременно. То же — с энергетическими выставками и даже с более массовыми. «В этом году нашу выставку «Во власти красоты» посетили только 9,5 тыс. человек. В прошлом году их было 12-15 тыс., — продолжает г-жа Бессонова. — Причину мы пока не понимаем, так как профессиональная косметика — отрасль быстроразвивающаяся и востребованная. Не исключено, что сокращение количества посетителей будет характерно для всего рынка».

Чтобы подстраховаться от откровенных провалов, операторы ищут организационные ноу-хау. Кто-то выбирает узкую специализацию, стараясь бросить все силы на три-четыре темы. В частности, «Универсальные выставки» полностью ушли в тематику, связанную со станкостроением, коммерческой недвижимостью и переработкой отходов. Однако, по словам г-жи Борисенко, местный рынок упорно не принимает намеченную стратегию специализации. На нишевую выставку сложно набрать участ­ников, поэтому лучше укрупнять проекты. «Весной мы провели строительную выставку на двух площадках. Это был эксперимент, и он удался. Сейчас будем делать проект по строительству, энергосбережению и дорожной технике. Объединим все это на разных площадках», — приводит пример Ирина Борисенко.

Участники выставок жалуются на качество

Экспонентов не устраивает качество работы операторов и ассортимент дополнительных услуг. Доходит до того, что участникам предоставляют один стул на двоих, организаторов в зале не найти. Мест­ные экспоненты вынуждены платить по 2-8 тыс. руб. за аренду квадратного метра и довольствоваться тем, что есть. ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО, директор НПП «Терм»: «Мы участвовали в выставках десять лет, но года три назад у операторов резко изменилось отношение к клиентам, поэтому сейчас мы отказались от экспозиций. Выставочники все время говорят о дефиците площадей. На самом деле просто набивают себе цену. Аренда места для стенда непомерно высока, нас лишили всех льгот. Да и сами по себе выставки сейчас неинтересны, участников мало. Смысла выставляться я не вижу».

Недовольство экспонентов постепенно нарастает. Однако операторы не стремятся наращивать обороты и выходить в другие города. Максимум, на что их хватает, — это формирование экспозиций региона для зарубежных выставок. Полина Хорошилова объясняет пассивность выставочников тем, что идея заведомо убыточна: «Некоторое время назад мы хотели организовать выставку в Ханты-Мансийске — Север у нас традиционно считается зажиточным регионом. Но наши участники не хотят туда ехать, ведь на дорогу в один конец придется потратить 16 тыс. руб. А с двумя-тремя экс­понентами заходить неэффективно — мы только потеряем в деньгах».

По словам г-жи Борисенко, «Уральские Выставки — 2000» четыре года назад попытались выйти в соседние регионы со своим календарем, создав дочернее выставочное общество. Затея провалилась, так как не изучили рынки. «Сейчас мы совместно с оператором «Интерсиб» делаем в Омске православную выставку, — рассказывает Ирина Борисенко. — Однако выходить туда самостоятельно не собираемся — мы заранее согласовали с местными игроками, что никому мешать не будем».

Подтолкнуть местный рынок к развитию сможет только открытие МВЦ или другой массовый вброс подходящих площадей. Областные власти теперь обещают сдать МВЦ в 2012 г.

Топ-лист

Леонид Жуков
Деловой квартал - Екатеринбург


ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN