Термокружки

Обзор: Выставочные операторы Новосибирска


Выставочный рынок в Новосибирске монополизирован. Свыше 90% занимает «Сибирская ярмарка», обладающая весомым преимуществом, — подходящей для экспонирования площадкой. Расстановку сил на рынке может изменить только строительство трех новых выставочных центров, сдача которых намечена на 2010 г.

эксперты
Ольга Еркович
заместитель генерального директора «ЭкспоНовосибирск – Международные выставочные проекты»
Алена Кораблина
директор «Экспо-Сиб»
Екатерина Малютина
зам. директора «СибЭкспоСервис-Н»
Светлана Можаева
генеральный директор «МВК Сибирь»
Елена Уварова
зам. исполнительного директора НТПП, председатель комитета по выставочно-ярмарочной деятельности
Сергей Цой
генеральный директор «ITE Сибирская ярмарка»

Выставочный рынок Новосибирска отличается небольшим количеством игроков и монополистичностью. Лидеру — «ITE Сибирская ярмарка» — по оценке Сергея Цоя, генерального директора компании, принадлежит порядка 99% рынка.

«Сибирская ярмарка» является безусловным лидером не только в Новосибирске, но и в Сибири, — говорит заместитель исполнительного директора Новосибирской торгово-промышленной палаты, председатель комитета по выставочно-ярмарочной деятельности Елена Уварова. — Правда, теперь компания принадлежит другому, иностранному хозяину».

Один из крупнейших мировых игроков экспорынка — английская фирма ITE — в начале лета выкупила бизнес у прежнего владельца Сергея Якушина, утратившего интерес к выставочному бизнесу. Сумма сделки составила $12,1 млн. «Вместе с изменением юридического лица, ярмарка потеряла все свои регалии, а именно Знаки Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ), и, согласно Положению, выведена из его состава», — говорит Уварова. Впрочем, существующий потенциал в виде профессионального персонала выведет ярмарку к новым достижениям, уверена Уварова.

Новосибирские выставки не конкурируют

Всего же выставочной деятельностью в городе занимаются около восьми организаций. Помимо «Сибирской ярмарки», эксперты называют «Апекс», «СибЭкспоСервис-Н», «ЭкспоНовосибирск – МВП», «Экспо-Сиб», «МВК Сибирь», Новосибирскую торгово-промышленнную палату (НТПП) и Выставочный центр СО РАН. По словам заместителя генерального директора компании «ЭкспоНовосибирск – Международные выставочные проекты» Ольги Еркович, это очень немного. Она приводит для сравнения Екатеринбург, где организацией и проведением основного числа международных выставок занимаются 11 организаций.

Заместитель директора «СибЭкспоСервис-Н» Екатерина Малютина считает некорректным сравнивать выставочные компании друг с другом: «Каждая из них занимает свою нишу. «Сибирская ярмарка» — монополист на новосибирском рынке, но дальше его деятельность компании практически не распространяется. «Апекс» и мы проводим выставочные мероприятия в регионах. Это совсем другая ниша». «Сегодня около шести новосибирских компаний занимаются выставочно-ярмарочной деятельностью. Некоторые из них, включая нашу, работают исключительно в регионах», — подтверждает директор выставочной компании «Экспо-Сиб» Алена Кораблина.

Генеральный директор компании «МВК Сибирь» Светлана Можаева делит компании, занимающиеся выставочной деятельностью, на несколько групп. К первой из них относятся те, кто непосредственно проводит выставки в Новосибирске (лидер — «ITE Сибирская ярмарка»). Ко второй — те, кто оказывает выставочные услуги. Это рекламные агентства и НТПП, которые занимаются организацией бизнес-встреч, презентацией регионального бизнеса в Москве, сибирских городах, за рубежом. Таких компаний очень много, и очевидного лидера, по мнению Можаевой, нет. Данное направление развивается очень активно. К третьей группе относятся компании, занимающиеся целена­правленным привлечением на выставки в другие регионы. К примеру, главной задачей «МВК Сибирь» является привлечение участников и посетителей на выставки выставочного холдинга МВК в Москву. Четвертую группу составляют компании, занимающиеся организацией выставок в других регионах.

Говорить о высокой конкуренции на монопольном рынке не приходится. «Ее, по сути дела, нет, так как конкурировать с «Сибирской ярмаркой» бессмысленно, — считает Елена Уварова. — Календарь «ярмарки» охватывает все возможные темы. К тому же других помещений для проведения крупных промышленных выставок в нашем городе нет. И это обстоятельство усиливает позиции «Сибирской ярмарки» как монополиста».

Расслабиться в условиях почти полного отсутствия конкуренции в Новосибирске «Сибирской ярмарке» не позволяет наличие конкурентной борьбы на сибирском и общероссийском рынках. По словам Светланы Можаевой, в Сибири конкурентами традиционно являются «Красноярская», «Кузбасская», «Алтайская» и «Сибирская» ярмарки. «Так как 50% участников иногородние, за них ведется «борьба». Отправляясь на выставку в Сибирь, иностранные и московские фирмы, как правило, выбирают между Томском, Омском, Красноярском и Новосибирском», — поясняет Можаева.

Посетителей завлекают рекламой, а участников — менеджерами

Хорошо организованная выставка, по словам экспертов, это та, на которую пришло максимально возможное число участников и посетителей. Первоочередная задача, считает Светлана Можаева, это встреча продавца и покупателя. Поэтому выставка должна быть интересной для них обоих. «При подготовке к очередному мероприятию важно рассчитать тактику и продвигать свой продукт, заручившись поддержкой заинтересованных административных единиц. Это значительно упрощает выставочную деятельность», — советует Алена Кораблина.

«Важным показателем эффективности выставки для экспонентов являются статистические данные, которые публикуются в каталогах на основании данных выставочного аудита, — утверждает Елена Уварова. — Сегодня это важная часть выставочного дела, международный стандарт».

Меры по привлечению экспонентов и посетителей в выставочных компаниях серьезно различаются. «Привлечение экспонентов — это работа менеджеров продаж, — рассказывает Сергей Цой. — Они формируют базу потенциальных участников выставок, обзванивают их, рассылают приглашения по электронной почте, размещают информацию о мероприятии в специализированной прессе».

Способ привлечения посетителей выбирается в зависимости от того, специализированная она или нет. В первом случае компании размещают рекламу в специализированной прессе, рассылают пригласительные. Если выставка ориентирована на общего посетителя, применяется активная реклама: наружная, на радио и телевидении. «Рекламы много не бывает, но важно соизмерять затраты на нее с тематикой выставки. Иногда выход на ТВ соответствует бюджету самого мероприятия», — рассуждает Сергей Цой.

Строительная тематика самая выгодная

Стоимость участия в выставке зависит от уровня спроса на нее, чем он выше, тем выше цена квадратного метра.

Среди предлагаемых компаниями выставок есть такие, которые отличаются особой коммерческой привлекательностью для организаторов. Самой беспроигрышной считается строительная тематика. «Если мероприятие связано с социальными проектами: в числе участников учебные и дошкольные заведения, ценовая политика одна. Если же дело касается высокорентабельных, «пиковых» отраслей, например, строительства, цена участия возрастает в два раза», — комментирует Сергей Цой. При этом, по его словам, региональные цены значительно ниже, чем в Москве. Так, стоимость участия в новосибирском «Стройсибе» ориентировочно равна 260 евро за кв. м, а в московском «Мосбилде» она составляет порядка 500 евро за кв. м. Максимальная стоимость участия в выставке, организованной «СибЭкспоСервис-Н», по словам Екатерины Малютиной, составляет 6 тыс. руб. за кв. м. Цена зависит от величины расходов на аренду зала и транспортные перевозки.

Тематика выставок дублируется

«В настоящее время ощущается спад и некоторый застой выставок в регионах, тематика практически не меняется год от года: те же участники, та же продукция, то же оформление. Всякий раз возникает ощущение, что ты здесь уже был, — сетует Светлана Можаева. — Что удивительно, в Германии выставки проводятся каждый год в течение 100 – 200 лет и намерения их отменять нет: каждая из них чем-то отличается от предыдущей, имеет свою «изюминку». На рынках, где развитие идет медленно, выставки проводятся с периодичностью раз в 2-4 года, а на самых динамичных — 2 раза в год».

Помимо повторяемости год от года, существует проблема дублирования выставки одной компании другими организаторами. «К сожалению, подобная практика существует. Иногда дублирование — это даже осознанный ход организаторов, «мелкая пакость конкуренту», которая на деле вызвана нехваткой собственных идей», — считает Ольга Еркович.

«Календарь выставок у всех компаний СФО очень похож. Он сформирован на несколько лет вперед с учетом того, чтобы мероприятия не пересекались по срокам, — объясняет Цой. — Недобросовестная конкуренция одно время существовала, но, благодаря деятельности комитета по этике РСВЯ, сейчас компании стараются конкурировать честно».

Екатерина Малютина признается, что хотя ее «СибЭкспоСервис-Н» и пересекается с «Апексом» в одном-двух городах, они давно негласно договорились проводить выставки в разное время: «Они в одно полугодие, мы — в другое».

А вот в Москве, по словам Сергея Цоя, некорректное дублирование — обычное явление. К примеру, в «Крокус Экспо» и «Экспо-центре» могут одновременно проходить выставки с почти одинаковым названием. Дело об одном из подобных нарушений УФАС недавно рассматривал целый год.

Хорошие площадки только в планах

По мнению Ольги Еркович, развитие выставочного бизнеса в Новосибирске тормозят отсутствие качественных выставочных площадок, отвечающих мировым стандартам, а также количест­венное и качественное несоответствие предложений сервиса гостевой инфраструктуры статусу города. «Дефицит хороших гостиничных номеров в период проведения, например, «ПродСиба», очевиден, — соглашается Светлана Можаева. — Если появится еще несколько сильных выставочных проектов, то при нынешней ситуации город просто не сможет принять всех желающих. Та же проблема с конгресс-центрами. Сегодня в базе данных соответствующих помещений мы найдем множество предложений. Да, при проведении пресс-конференции вы будете иметь достойные варианты. Но если мероприятие сложно организованное, то подходящую площадку придется искать». При подготовке выставки-конференции «СтройЦем» Светлана Можаева столкнулась с этой проблемой. Важно было наличие в одном месте конференц-зала, выставочного зала, места для кофе-брейков, обедов. Устроил «МВК Сибирь» только бизнес-центр гостиницы «Новосибирск», но для самой выставки компании все равно придется использовать банкетный зал.

Особо участники рынка отмечают именно дефицит выставочных площадей, который характерен как для Новосибирска, так и для России в целом. Как таковых специализированных площадок нет вообще. Выставочные мероприятия проходят в театре «Глобус», филармонии и других непредназначенных для этого помещениях. Единственный крупный выставочный центр — «ITE Сибирская ярмарка» — размещается на переоборудованной площадке корпуса бывшего «Новосибирского Электровакуумного завода — Союз» и, по мнению участников рынка, не соответствует предъявляемым к выставочному центру требованиям.

Свою выставочную площадку «ITE Сибирская ярмарка» арендует, но Сергей Цой не считает это проблемой компании: «Вопрос собственности выставочных площадей не однозначный. Если собственник сам проводит выставки, он должен постоянно загружать площади, чтобы они не были убыточны. Он обязан иметь службу технического персонала. В этом коварство выставочных площадей. Вы не платите за аренду, но несете бремя содержания здания. Один только обогрев 5 тыс. кв. м ежемесячно обходится в 300-400 тыс. руб.».

Арендуемый «Сибирской ярмаркой» павильон включает два этажа. Первый площадью около 3 тыс. кв. м, второй — порядка 6 тыс. кв. м. «У нас есть возможность проводить более масштабные выставки, уровня 20 – 30 тыс. кв. м. Но подходящего павильона нет», — сетует Сергей Цой.

Ольга Еркович уверена — те выставочные площади, которые открываются в строящихся бизнес-центрах, не смогут стать решением проблемы. Выход компании видят в строительстве специализированных выставочных центров, удовлетворяющих мировым стандартам: просторный, хорошо просматриваемый павильон, с подведенными к каждому стенду водой, интернетом и телефоном. Сегодня в городе заявлены сразу три таких проекта, сроки сдачи всех их намечены на 2010 г.

Один из новых ВЦ, площадью 30 тыс. кв. м, строится на Толмачевском шоссе. Проект курирует обладминистрация. Два других строительства уже озвучены, но пока находятся на стадии проектов. Самый большой ВЦ в городе планирует возвести на Горской «Крокус Экспо». Площадь объекта — 60 тыс. кв. м, инвестиции составят около $500 млн. Третью площадку (около 20 тыс. кв. м), рядом с River Park Ob Hotel, строит «ITE Сибирская ярмарка». У компании большие планы, связанные с запуском этой площадки. Сергей Цой уже обратился к представителям других крупных выставочных проектов СФО с предложением объединиться. «Мы будем привозить ярмарки в Новосибирск и создадим единый выставочный проект, который после Москвы станет самым крупным в России. С маленькой площадкой мы не можем себе этого позволить, — делится планами Сергей Цой. — В Москве самые крупные выставки проводятся на площадках 40 – 50 тыс. кв. м. Мы можем достичь такого же уровня, но только путем объединения выставочных компаний». По словам эксперта, это приведет к концентрации экспобизнеса в Новосибирске.

В планах у «ITE Сибирской ярмарки» — ежегодно увеличивать прибыль, количество экспонентов и объем выставочных площадей на 15 – 20%. «Если в отношении прибыли это еще возможно, то площади и количество экспонентов не имеют такой динамики роста», — комментирует Цой. Поэтому одним из основных направлений компании станет привлечение иностранных участников.

Топ-лист

Дарья Куцепина
Деловой квартал - Новосибирск


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке