Обзор: Типографии Самары


Типографский рынок приближается к консолидации, что заставляет игроков выстраивать внутренние процессы на производстве и докупать оборудование в цеха. В волне финансового кризиса, считают эксперты, выстоят типографии с солидным портфелем заказов, а также те, у кого достаточно большая доля объемов приходится на печать периодических изданий.

эксперты
Дмитрий Бредихин
директор типографии «Титул»
Борис Грановский
заместитель директора компании «Самфо»
Геннадий Карев
первый заместитель гендиректора ИД «Агни»
Виктория Лейкина
заместитель директора типографии «Элайт»
Дмитрий Минюков
генеральный директор Самарского дома печати
Алексей Разлацкий
директор типографии «Новая типография — Самара»
Владимир Хайдоров
директор ИПХ «Дизайн-студия Морозова» (ДСМ)
Дмитрий Юрков
директор типографии «Аэропринт»
 

Как изменятся цены на услуги типографий и качество, которое самарские печатники могут обеспечить?


Кто больше всех пострадает из-за кризиса?


Почему рекламно-представительская продукция теряет привлекательность, а периодика набирает?


Состав участников типографского рынка за прошедший год почти не изменился. Среди крупных газетных типографий эксперты назвали Самарский дом печати, «Ньюс-Принт ротация», «Новую типографию — Самара», «Роспринт-Самара». В журнальном сегменте, по опросу экспертов, лидируют ИД «Агни», типография РИХ «Абсолют» с партнером ИПХ «Дизайн-студия Морозова», «Аэропринт» и «Свет-Принт». Наиболее сильные позиции в печати книг занимают Самарский дом печати, «Книга», «Офорт», «Агни» (представительские книги). Из специализированных типографий профессионалы печати выделяют «Европринт» (упаковка) и «Самарабланкиздат» (бланочная продукция и этикетка).

Всего в Самарской области, по данным исследования ИД «Агни», около 180 типографий, из которых порядка 30 средних и крупных.

Полиграфические цеха доукомплектовывают

За прошедшие 9 месяцев 2008 г. типографии достаточно активно вкладывались в покупку нового оборудования. О новых приобретениях или ближайших планах сообщает примерно половина опрошенных участников рынка — как крупные типографии, так и небольшие.

Самарский дом печати, как рассказал генеральный директор Дмитрий Минюков, установил вторую линию по печати книг. Типография «АБС-Принт», работающая в партнерстве с «Дизайн-студией Морозова», как и планировала в 2007 г., приобрела Heidelberg Web-16 и, говорит директор ИПХ «ДСМ» Владимир Хайдоров, собирается запустить его в эксплуатацию через 1,5-2 месяца. Директор «Аэропринта» Дмитрий Юрков заявил, что в 2008 г. его типография ввела в эксплуатацию дополнительную печатную машину и увеличила мощности в 5 раз. Издательский дом «Агни», по словам первого заместителя гендиректора Геннадия Карева, собирается приобрести несколько переплетных станков, чтобы развивать направление представительских книг под заказ крупных клиентов, например «Газпрома». Замдиректора фирмы-поставщика оборудования «Самфо» Борис Грановский рассказал, что типографии «Элайт», «Офорт», «Сервис-Печать» (г. Тольятти) и другие приобретали листоподборочные проволоко-швейные линии (их применяют для переплета календарей и каталогов). Типографии «Книга» и «МДМ-Волга» закупили гидравлические резаки, «Ультрафиолет» оснастился полуавтоматическим трафаретным станком (шелкография на плоских поверхностях, например печать на пакетах). МУП «Информационно-издательский центр г. Похвистнево» приобрело комплекс оборудования для изготовления картонной упаковки.

Однако, как отмечают эксперты, общие объемы установки оборудования невелики по сравнению с 2007 г. Тогда, по наблюдению заместителя директора «Элайта» Виктории Лейкиной, в Самару ввезли не меньше 10 мощных офсетных станков производства Heidelberg. «В 2008 г. участники рынка в основном покупали послепечатное и отделочное оборудование», — подытоживает Борис Грановский. Например, тот же «Элайт» приобрел переплетный станок под новые объемы, которые ему обеспечил запущенный в марте 2007 г. четырехкрасочный Heidelberg.

Цены на услуги подняли на 20% и поднимут еще с нового года

Большинство опрошенных «ДК» участников рынка сообщили, что в 2008 г. подняли цены на свои услуги. Причиной этого стало подорожание бумаги. В офсетной печати затраты на бумагу составляют 40% себестоимости услуг при небольших тиражах и до 60% от себестоимости крупных (более 5 тыс. экз.) тиражей. По информации Дмитрия Юркова, за 2008 г. поставщики бумаги подняли цены примерно на 15-20%. Причем, как отметил Геннадий Карев, последнее подорожание произошло 1 сентября — тогда цены на бумагу выросли на 10%.

Почти вся используемая для печати в офсетных типографиях мелованная бумага поставляется из-за рубежа: из Чехии, Словакии, Финляндии. По словам Виктории Лейкиной, есть и значительный по объему азиатский импорт — из Китая и Кореи. Однако китайская бумага проигрывает по качеству. Она недостаточно белая и поэтому не подходит, когда на листе изображение занимает не 100% поверхности. Но даже и на азиатский импорт поставщики в этом году взвинтили цены. «Сейчас почти по одной цене и финская, и китайская бумага», — сетует г-жа Лейкина.

Как полагает Геннадий Карев, в начале следующего года пройдет новая волна повышения цен, так как вырастут тарифы на электроэнергию, энергоресурсы и расценки естественных монополий. Кроме того, цены будут поднимать те компании, кто еще не успел это сделать в этом году, например цифровые типографии. Дмитрий Бредихин, директор типографии «Титул»: «Мы не повышали стоимость наших услуг с 2007 г. Но цены будут расти неизбежно, так как растут накладные расходы по ведению бизнеса (ГСМ, аренда и зарплата). А цены на бумагу у поставщиков уже выросли».

Участники рынка настаивают, что подняли цены только в соответствии с ростом затрат, а свою торговую наценку не увеличивают. В типографском бизнесе, говорит Виктория Лейкина, конечная рентабельность офсетной печати остается низкой, на уровне 10-15%, и падает на 1-2% в год.

Сегмент периодической печати становится более привлекательным

Основных трендов, связанных с заказчиками, опрошенные «ДК» участники рынка выделяют два. В сегменте периодической печати становится больше привлекательных заказов. «На рынок выходят новые издания, а старые из черно-белых превращаются в цветные. Это увеличивает доходы типографий», — констатирует директор «Новой типографии — Самара» Алексей Разлацкий.

Например, в крупного заказчика превратилась газета «Волжская коммуна», которая при активных вливаниях областного бюджета (проект создания губернского медиахолдинга) увеличила полосность, тираж и поцветнела. Кроме того, у деловых газет появляются цветные приложения, все больше становится развлекательных и молодежных изданий.

Для типографий рост заказов в периодической печати связан и с определенными проблемами. Однотипные издания выходят в один и тот же день недели, например, телегиды предпочитают печататься во вторник, чтобы выйти в среду, сразу после появления новой телепрограммы. «Новая типография — Самара», которая печатает сразу несколько массовых еженедельников, во вторник-среду чрезмерно загружена и работает в несколько смен, а ближе к концу недели, наоборот, наступает разрядка. Алексей Разлацкий поясняет, что в пятницу старается печатать рекламные газеты, чтобы распределять мощности.

Заказы на рекламные материалы с годами мельчают

Вторая клиентская тенденция связана с рекламными и представительскими материалами. Уже несколько лет средний заказ типографий постепенно уменьшается, растут так называемые короткие тиражи. Как объясняет Борис Грановский, малому и среднему бизнесу удобнее напечатать несколько тиражей по мере сбыта POS-материалов или прохода рекламных акций. Кроме того, все больше потребность в печати персонализованных и переменных данных — это и личные приглашения, где фамилию стремятся напечатать, а не вписать от руки, и все более частые обновления каталогов продукции, и поэтапные рекламные кампании. С распространением цифровых принтеров это стало возможно печатать недорого, в то время как заказ 100 экз. буклета в офсетной типографии ненамного дешевле заказа на 1000 экз. — таковы особенности производства.

Измельчание заказов работает против офсетных типографий. «Раньше я знал, например, что за месяц по определенному клиенту будет тираж в 25 тыс. экз. Теперь он разделяет тираж на два захода, причем второго может и не быть», — комментирует Геннадий Карев. Кроме того, уровень рентабельности офсета начинается примерно с 600 экземпляров, меньшее число выгодно печатать на цифровом оборудовании. Однако пока крупные офсетные игроки не расширяют парк цифровых принтеров. Вместо того чтобы захватывать долю в заказах малого бизнеса, они продолжают ориентироваться на крупный и средний. «У нас есть цифровое оборудование, но оно используется очень мало. На нем выгодно печатать на конвертах», — добавляет Геннадий Карев. Дмитрий Юрков рассказал, что раньше все цифровые заказы отдавал субподрядчику, располагавшемуся в соседнем помещении. Но в этом году цех «Аэропринта» переехал на новую площадку, поэтому так работать уже неудобно. «Может быть, рано или поздно поставим цифровую машину», — размышляет г-н Юрков.

Впрочем, за качество борьбу ведут не все. «Некоторые крупные типографии все еще делают ставку на низкие цены», — говорит Борис Грановский.

Ответственность за брак вешают на конкретных специалистов

Требования заказчиков к качеству продукции становятся все более важным фактором в конкурентной борьбе. Чтобы снизить процент брака, самарские типографии стали назначать лиц, ответственных за качество. Тенденция в первую очередь касается средних и небольших типографий, так как в крупных штат контрольного персонала есть давно (например, в «Агни» работают 2 цветокорректора).

В «Элайте» в этом году ужесточили систему контроля на производстве, в том числе приняли двух специалистов для контроля и координации проектов, и изменили систему оплаты труда. Теперь в офсетном и переплетном цехах зарплата напрямую зависит от соблюдения сроков сдачи заказов и процента забракованной продукции. Дмитрий Бредихин рассказал, что в этом году ввел в «Титуле» отделение квалификации и нанял менеджера по персоналу. На него он возложил ответственность и полномочия по контролю качества, сняв их с начальника производства. «На производстве заинтересованы сделать как можно больше. А данный человек будет следить только за качеством и совмещать контроль с обучением сотрудников», — комментирует г-н Бредихин.

Дмитрий Юрков сообщил, что в новом помещении, куда переехал «Аэропринт», установлена дорогостоящая система климат-контроля. Он предполагает, что это позволит увеличить качество офсетной печати.

Кризис сыграет на руку устойчивым игрокам и ударит по печатникам рекламы

Перспективы развития в следующем году экспертам не кажутся радужными. Развернувшийся финансовый кризис уже дает о себе знать типографиям: трое опрошенных заявили, что их заказчики уже сократили бюджеты на печать представительской и сувенирной продукции на ноябрь-декабрь 2008 г. В отдельных случаях бюджеты урезали на 20-80%. На особенно резкую экономию пошли девелоперы. «На данном этапе это скорее не из-за отсутствия денежных средств, а в результате нагнетания обстановки, в чем не последнюю роль сыграли СМИ», — размышляет Виктория Лейкина.

Дмитрий Юрков считает, что и на следующий год банки и строители (по которым кризис ударит сильнее всего) неминуемо сократят свои заказы. Для типографий это будет означать «похудение» рынка и ужесточение конкуренции. По сценарию, который прогнозирует Дмитрий Юрков, сокращение заказов приведет к тому, что небольшие и слабо загруженные типографии под давлением ежемесячных затрат будут закрываться. Их долю рынка получат более устойчивые игроки, они же соберут с рынка всех высвободившихся сотрудников-профессионалов печати. Таким образом, рынок консолидируется вокруг финансово крепких типографий, которые, когда закончится кризис, смогут поднять цены.

Эксперты считают, что кризис коснется в первую очередь тех компаний, которые печатают преимущественно рекламные и представительские материалы: буклеты, листовки и т. д. Типографии, которые загружены периодикой, пострадают меньше, так как газеты и журналы вряд ли будут значительно сокращать свои тиражи. Стоит отметить, что в прошлом году многие типографии активно развивали направление именно рекламно-представительских материалов, так как рентабельность в нем достигает 30-50%, что намного выше, чем по другим видам продукции.

Владельцы и менеджеры типографий сейчас стремятся принять защитные меры. «Абсолют» и ДСМ, заявил Владимир Хайдоров, намерены открыть сейлз-офис в Москве и предлагать услуги в столице и по всему Поволжью. Дмитрий Юрков поделился, что собирается максимально сократить долю работ, которые он отдает на аутсорсинг, и делать все своими силами.

детали
Ключевые события-2008

Компанию «Новая типография», в которую входит «Новая типография — Самара», купил один из клиентов — ИД «Комсомольская правда». Самарская типография оснащена ролевыми офсетными станками и печатает, в основном, еженедельники тиражом от 15 тыс. экз.

Эдуард Акопов стал новым директором типографии «Агни», сменив на этом посту Татьяну Чернову. Ранее г-н Акопов руководил типографией «Европринт», особенно известной крупными контрактами на печать упаковки. В «Агни» он перешел вместе с некоторыми заказчиками, например журналом The Chief. Новым директором «Европринта» стал Владимир Сериков, ранее занимавший должность главного бухгалтера.

Активы тольяттинского полиграфического предприятия «Современник» были распроданы по частям. Мощности рулонной печати приобрело ООО «Поволжский дом печати», листовой офсет — ООО «Соломон». Обе типографии располагаются в здании «Современника». ОАО «ПП «Современник» находился в госсобственности, но контролировался тольяттинской группой «Диалог».

РИХ «Абсолют» приобрел на заемные средства здание на Заводском шоссе. В нем разместили Heidelberg Web-16 и туда же из поселка Стройкерамика переедет вся типография холдинга.

Самарский дом печати строит здание под новую типографию на территории завода «Экран». В нее в 2009 г. будут перенесены машины для печати книг из здания Дома печати в центре города, кроме того, по словам Дмитрия Минюкова, будет закуплено новое оборудование. Газетные машины останутся в Доме печати.

Источник: опрос экспертов.

цифры
 
Рекламщики влияют на типографский рынок

30% - заказов средним типографиям приносят рекламные агентства
25% - составляют скидки РА от прайсовых цен


Источник: данные участников рынка.

Топ-лист

Константин Дранч
Деловой квартал - Самара


1
11958
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке
Комментарии
0
Гость ( IP: 212.*.*.20 ) 05.04.2009 11:41
К сожалению не все типографии были приглашены на беседу.