Антон Носик: Я рад, что интернет стал банален

22.11.2006

В 1995 году Антон Носик был автором первого русскоязычного обозрения интернета. Сегодня он руководит службой блогов русскоязычного LiveJournal. Антон Носик рассказал dp.ru, сколько можно заработать на блогах и почему он выбрал нецензурный псевдоним

DP.RU - В рунете Вас иногда называют культовым персонажем. Вы согласны с такой оценкой?

А.Н. - По-моему, это бессмысленное наименование. Для «культовости» нужен как минимум культ, который, в свою очередь, требует наличия служителей. А у меня и у моих проектов есть просто много читателей. Которые на меня не молятся, не творят из меня кумира, а просто им интересно то, что я пишу и делаю, поэтому они читают мои тексты, посещают мои проекты и участвуют в программах моего Благотворительного фонда.

DP.RU - В 1995 году Вы открыли в газете «Вести» рубрику «Наши Сети» - первое русскоязычное ежедневное обозрение интернета. За 11 прошедших лет изменилось ли Ваше отношение к интернету?

А.Н. - Я рад, что интернет стал банален, что он больше не воспринимается как нечто из области научной фантастики, что прессе надоело писать чушь про хакеров и стало интересно писать про ЖЖ, Google и судьбу их создателей. Я рад, что к интернету теперь можно подключиться практически в любой точке Центральной России, в том числе им можно пользоваться при езде в автомобиле и метро. Это всё радует.

Радует и то, что интернет в России завоевал репутацию стабильно прибыльной отрасли. Огорчает предсказуемо снизившийся образовательный и культурный уровень пользователей, увеличение потоков спама (в том числе - поискового), растущая озабоченность криминальных элементов во власти и силовых структурах к теме передела и контроля Сети.

DP.RU - В одном из интервью Вы рассказали, что Sup-Fabrik мог бы уже в первое время приносить около $0,5 млн в год, а через пару лет даже в несколько десятков раз больше. Сейчас Ваши оценки доходов не изменились?

А.Н. - Это недоразумение, я ничего подобного не мог говорить. Есть известная оценка медийной площади ЖЖ на 2007 год, которую дали эксперты компании «Видео Интернешнл» (крупнейшего игрока на русском рынке интернет-рекламы) газете «Ведомости». Эта оценка, опубликованная в номере газеты от 18.10.06, составляет $5 млн. По оценкам «Финама», владеющего контрольным пакетом в системе контекстной рекламы «Бегун», размещение кодов этой системы на страницах ЖЖ способно при нынешней посещаемости принести «Супу» еще порядка $5 млн годовой выручки. 5+5=10.

Лично я считаю этот сценарий пессимистическим, но это мнения экспертов, прямо претендующих на кусок рекламного пирога ЖЖ. Откуда могла бы взяться моя оценка в 0,5 млн?!

DP.RU - Что именно принесет Sup-Fabrik такой доход, введение платных сервисов или реклама?

А.Н. - Про медийную и контекстную рекламу я выше уже привёл сторонние оценки. Про платные сервисы следует заметить, что на фоне жесткой отбраковки российских IP-адресов в платежном интерфейсе ЖЖ более 5 500 «русских» пользователей сумели пробиться через рогатки и оплатить сервис.

Очевидно, когда ЖЖ начнет принимать российские кредитки, Яндекс.Деньги и другие платежные инструменты, можно будет оценить число желающих оплачивать сервис ЖЖ более точно, чем сегодня. Скажем, Брэд Фитцпатрик на момент продажи ЖЖ «СиксАпарту» в 2005 году зарабатывал свыше
миллиона долларов годовых с абонентской платы. Сколько заработает "Суп", не знаю. Но тут есть над чем и думать, и работать.

DP.RU - Собираетесь ли Вы приобретать другие блог-сервисы?

А.Н. - Компанией «Суп» был сделан ряд предложений другим блог-сервисам, это случилось 1,5 месяца назад. Новых сделок мы пока не заключили.

DP.RU - Сейчас ряд авторов сами регистрируют сайты и создают свои отдельные блоги. Возможна ли такая ситуация, при которой самые «читаемые» авторы покинут LiveJournal?

А.Н. - Меня крайне огорчают подобные словесные конструкции. Слово «сейчас» подразумевает, что в связи с «Супом» начался какой-то процесс миграции (в некоторых публикациях довелось читать - как о совершившемся факте - чуть ли не о паническом бегстве пользователей из ЖЖ - то «рядовых», то «тысячников»), и появились перспективы серьезных перемен к худшему, вроде распада сообщества. Но чем фантазировать о массовой панике, давайте лучше к фактам обратимся, и обратимся к ним уважительно.

Начнём с того, что никакой «тысячник» со времён ухода Дмитрия Горчева в 2005 году свой ЖЖ с концами не закрывал. А тот же Горчев, наоборот, потихоньку в ЖЖ вернулся. За месяц, прошедший со времени объявления о сделке «Супа» с SixApart, тем более не ушёл никто из первой тридцатки, и никто не озаботился сколько-нибудь серьёзно вопросами «запасного аэродрома». Наоборот, многие ведущие русские блоггеры находятся с «Супом» в конструктивном диалоге - и по поводу зарабатывания денег, и по поводу улучшений сервиса.

Это не значит, что миграции на автономные платформы не существует. Или что мигрантов не появится в будущем. Просто имеет смысл читать исследование «Яндекса» по русской блогосфере, следить за его же рейтингами, там фактической стороне вопроса про standalone blogs посвящено немало места...

Да, у нескольких заметных в ЖЖ авторов есть отдельно стоящие блоги, причем у Экслера таковой появился еще до ЖЖ, да и паркеровский Владимир.Владимирович.Ру полтора года назад вышел на бумаге 700-страничной книгой. При этом ни Экслер, ни Паркер, ни Арсений «Апач» Федоров ни о каком разрыве с ЖЖ не говорят, а наоборот, годами поддерживают в ЖЖ своё присутствие.

Объективная предпосылка для миграции популярных ЖЖ-авторов на свою платформу (или на гугловский blogger.com/blogspot.com) ровно одна: в ЖЖ действует запрет на размещение авторами рекламы.

В США по этой причине ЖЖ вообще обходят стороной популярные блоггеры. В России многие известные люди изначально отнеслись к блоггингу как к хобби, и не интересовались возможным заработком. Однако сегодня этот запрет некоторым из нас обходится в $3-7 тыс. упущенной прибыли ежемесячно. Это достаточно серьезный стимул, чтобы переезжать на платформу, где зарабатывать не запрещается. «Суп», впрочем, договорился с SixApart об отмене этого запрета, по крайней мере для «нашей» части пользователей.

DP.RU - На Вашей странице в LiveJournal нет коммерческой рекламы, почему?

А.Н. - Потому что моя страница в ЖЖ не является коммерческим проектом. Это моё личное пространство для общения с друзьями. На окнах своей квартиры я тоже наружную рекламу не вешаю, и на двери своей машины не дам нарисовать логотип кока-колы. Однако если Вы заметили в моём ЖЖ ссылки на мои собственные проекты, то ссылки эти генерируют тысячи переходов, что, в принципе, доступно фискальной оценке.

То есть я свои личные коммерческие вопросы - будь то найм сотрудников, экономия на покупках или реклама проектов - решаю в своем ЖЖ, выступая сам себе рекламодателем.

DP.RU - Когда, на Ваш взгляд, начнется падение интереса к блогам? И что может придти им на смену?

А.Н. - Я не вижу причин для падения интереса к блогам. Дело в том, что речь идет в общем и целом об очень разных видах интереса. Кому-то интересно, что думает Максим Соколов о российской государственности. Другому интересно познакомиться через блоги с девушкой, обсудить покупку квартиры, погоду или новый фильм.

Бабушке Брэда Фитцпатрика интересно, что происходит в жизни её внука. Поклонникам Дозоров
интересно знать от Лукьяненко, скоро ли новая серия выйдет, и кто там играет. Людям, следящим за новостями, интересны свидетельства очевидцев и фотографии с места события, не прошедшие через сито цензуры и редакционного отбора.

Я не представляю себе, чтобы все эти интересы в одночасье куда-то улетучились. Бабушка потеряет интерес к Брэду? Ну хорошо, но там ведь еще и мама имеется. Читатели разлюбят тексты Соколова? Ему на смену придет другой автор, и будет не менее популярен. Покупка квартиры утратила актуальность? Тогда получила актуальность продажа квартиры. Короче, «за павшим строем новый строй ряды смыкает».

DP.RU - Ваш ник в LiveJournal (dolb**b – А.Д.) - это фарс, способ привлечь читателей, самокритика или что-то другое?

А.Н. - Я завёл себе ЖЖ в мою бытность вице-президентом «Рамблера», главредом и гендиректором Ленты.Ру, главредом интернет-редакции «МедиаМоста». То есть я был в тот момент человеком в высшей степени публичным. Я тестировал ЖЖ как новую, интересную мне технологию публикации, вещания и общения, но я не хотел бы, чтобы мои дневниковые записи и комментарии оттуда ретранслировались в традиционные СМИ. Не хотел, чтобы эти записи обсуждались так, словно это мои официальные заявления для печати, или профессиональные журналистские тексты.

Я не для того завёл ЖЖ. С помощью непечатного ника удалось лет на пять пресечь (или свести к минимуму) офлайновую ретрансляцию дневника. А потом всё равно плотину прорвало. Ну, хоть пять лет передышки купил себе.

Прошлое

В 1989 году окончил 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова по специальности «врач общего профиля»… После окончания вуза работал врачом.

В 1990 году уехал на постоянное место жительство в Израиль. Работал в газетах The Jerusalem Post (на английском языке), «Маарив» (на иврите), «Иерусалимские вести», «Время» (на русском языке).

В 1995 году открыл в иерусалимской газете «Вести» рубрику «Наши Сети» – первое русскоязычное ежедневное обозрение интернета.

В 1995 году основал компанию «Шарат», специализирующуюся на открытии представительских интернет-сайтов.

С декабря 1996 по 2001 год вел на сервере российского интернет-провайдера cityline ежедневную (позже периодичность уменьшилась) колонку «Вечерний Интернет».

В 1997 году возвратился в Москву.

В октябре 1998 года был назначен интернет-редактором еженедельника «Московские новости».

В марте 1999 года был назначен главным редактором Газеты.ру, созданной Фондом эффективной политики (ФЭП).

В августе 1999 оставил пост главного редактора Газеты.Ru и занялся реализацией других информационных проектов (Лента.Ру, Вести.Ру и др.).

С сентября 1999 года - соучредитель и главный редактор IT-компании Лента.Ru.

Был одним из создателей медиа-баингового агентства Internet Media House Russia (IMXO).

С 2000 года - соучредитель агентства «Нетоскоп» (www.netoscope.ru).

С лета 2000 года - главный редактор web-издательства ЗАО «НТВ-Портал.Ком», шеф-редактор IT-проекта NTV.RU (ныне – Newsru.com), по совместительству оставил за собой пост главного редактора Лента.Ru.

Летом 2000 года был одним из создателей сайта «Политзаключенный номер один», посвященного Владимиру Гусинскому.

С сентября 2000 года читает курс по интернет-журналистике на факультете журналистики МГУ.

В апреле 2001 года был назначен вице-президентом по стратегии и развитию ОАО «Рамблер Интернет Холдинг» (Rambler Group).

29 мая 2001 года выиграл финальную игру Кубка России по поиску в интернете, учрежденного порталом «Яndex» (игра проходила в московском интернет-кафе TimeOnline).

1 июня 2001 года был назначен и.о. президента ОАО «Рамблер Интернет Холдинг» (до собрания акционеров компании). 29 июня 2001 года был назначен президентом компании. Пообещал до января 2002 года вывести компанию на самоокупаемость.

В сентябре 2001 года ушел с поста президента холдинга и занял должность президента по развитию ОАО «Рамблер Интернет Холдинг» (оставался им до февраля 2004).

В декабре 2003 года учредил информационное агентство «Курсор» (Иерусалим).

В январе 2004 года заявил о создании нового англоязычного интернет-издания. С 2004 года - главный редактор MosNews.com (информационного агентства при газете «Московские новости»).

В сентябре 2004 года оставил Лента.Ru и перешел на работу в Rambler Media Group на должность советника. На этом посту он, среди прочего, курировал развитие Ленты.Ru.

В ноябре 2004 года открыл проект www.ua2004.ru, где начал освещать ход так называемой «оранжевой революции» на Украине.

В марте 2005 года создал благотворительный фонд pomogi.org, специализирующийся на привлечении мелких частных пожертвований через интернет.

С ноября 2005 года руководитель русскоязычного проекта gazeta.kg (Киргизия).


Источник данных: http://www.scilla.ru/

Настоящее

Сейчас Антон Носик работает руководителем службы блогов компании «Суп».

Sup-Fabrik («Суп») - новый медийный проект Эндрю Полсона, американского предпринимателя, который известен, прежде всего, как основатель издательского дома «Афиша», и Александра Мамута, совладельца «Ингосстраха». В октябре 2006 года «Суп» купил у американской корпорации SixApart, владельца LiveJournal, лицензию на обслуживание русскоязычного LiveJournal («Живой Журнал», ЖЖ).

Источник данных: «ДП»



2864
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :