Ни один город России не соответствует нормативам Минкомсвязи по числу киосков прессы


На прошедшем 12 ноября с.г. заседании круглого стола по теме «Распространение прессы в России и за рубежом: проблемы и тенденции», которое АРПП провела в рамках программы IX ежегодного профессионального форума «Publishing Expo 2013», директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина выступила с докладом «Положение на рынке газет и журналов в России в свете приказа Минкомсвязи о поддержке системы розничного распространения печатной продукции».

Всего в России, сообщила Т.В. Цыбина, насчитывается 68,3 тысячи объектов, в которых продаётся пресса. Из них:

- специализированных точек (категория А) - 30 тыс. (киоски и павильоны прессы) и 2,1 тыс. (магазины и минимаркеты прессы);
- неспециализированных точек (категория В) - 4,5 тыс. объектов, в которых присутствует пресса (сети FMCG  и АЗС), а также порядка 27 тысяч – почтовые отделения, торгующие газетами и журналами в розницу;

Татьяна Цыбина, ЗАО «Консалт-Центр»

- специализированных вспомогательных объектов прессы (категория С) – 4,7 тыс. (стенд, лоток, вендинг).

Таким образом, 1 торговый объект прессы приходится в среднем на 2 100 жителей, а 1 киоск на 4 770 человек, сообщили Re-port.ru в пресс-службе "АРПП".

Указанные цифры, подчеркнула Т.В. Цыбина, сильно отличаются от тех, которые рекомендуются в приказе Минкомсвязи от 31.07.2013 г. за №197 о поддержке системы розничного распространения печатной продукции. В этом документе норматив объектов розничной торговли периодикой устанавливается в следующих показателях:

- в крупных городах – 1 киоск на 1500 жителей;

- в городах областного масштаба – 1 киоск на 2 500 жителей;

- в городах и населённых пунктах с численностью менее 50 тыс. населения – 1 киоск на 4000 жителей.

Т.В Цыбина напомнила, что дислокацию киосков согласно приказу предлагается осуществлять в соответствии с рядом условий. В частности, их следует размещать в шаговой доступности  для большинства жителей района, равномерно в зоне жилой застройки рядом с ТЦ, рынками, административными зданиями, поликлиниками, культурно-досуговыми центрами, в зонах с высоким пассажиропотоком и т.д.  

Минкомсвязи в этом приказе рекомендует установить площадь киоска – до 12 кв.м. и до 50 кв.м. площадь павильона в зависимости от городских условий и спроса населения, а также экономической целесообразности. В ассортименте киоска 60 процентов должна составлять печатная продукция. При этом перечень сопутствующих товаров, как и в настоящее время, утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ. Предусматривается возможность предоставления платных услуг населению, рекламных услуг, установки холодильного оборудования для напитков и мороженного и т.д.

В качестве одной из мер, направленных на поддержку розничных распространителей, можно отнести предлагаемые в приказе Минкомсвязи льготные ставки на аренду киосков прессы:

- для городов-миллионников - не выше 30 руб. за кв. м. в месяц;

- для областных городов – не выше 20 руб. за кв.м. в месяц;

- для городов и населенных пунктов с численностью менее 50 тыс. чел. – не выше 5 руб. за кв. м. в месяц.

В том же позитивном ключе оцениваются и другие предложения Минкомсвязи по аренде киосков:

- приоритет в проводимых конкурсах и аукционах  по выделению мест под киоски прессы предоставлять специализированным предприятиям прессы;

- срок аренды – не менее 5 лет с правом автоматической пролонгации;

- предоставление компенсационных равноценных мест  в случае досрочного расторжения договора.

С особым интересом был встречен анализ  обеспеченности населения торговыми объектами прессы по всей территории России, который представила Т.В. Цыбина.

По городам-миллионникам картина обеспеченности населения торговыми объектами прессы выглядит следующим образом:


Вывод очевиден, заметила Т.В. Цыбина, из 15 городов-миллионников только в Челябинске численность киосковой сети соответствует нормативам Минкомсвязи. Не лучшим образом обстоят дела по данному вопросу и в других крупных городах России.

В целом, если учитывать все торговые точки прессы (а не только киоски), то нормативу 1 объект на 1500 человек соответствуют еще 4 города - Иркутск,  Владивосток, Сочи, Братск.

Рекомендуемый норматив для областных городов не выполняется ни в одном городе. Средний показатель обеспеченности киосками – 3800 жителей на 1 киоск, 2800 жителей – на 1 торговую точку прессы.

Наилучшая ситуация с киосками прессы сложилась в малых городах России. В 80% соблюдается рекомендуемый норматив 1 киоск на 4000 жителей. В среднем обеспеченность малых городов РФ находится на уровне  1 киоск на 3200 жителей.

В заключение Т.В. Цыбина констатировала, что разработанные Минкомсвязи рекомендации базировались на мировой практике размещения объектов, реализующих периодику, на необходимости предоставить благоприятные условия для беспрепятственного доступа россиян к печатным средствам информации. Как видно из приведённого анализа в нашей стране на сегодняшний день отсутствует требуемое количество киосков прессы. В связи с этим, подчеркнула Т.В. Цыбина,  взятая на вооружение повсеместно порочная практика ликвидации розничных сетей по продаже газет и журналов может привести к значительному сужению информационного пространства, что противоречит интересам страны.


1139
Re-port.ru
Re-port.ru
+1630.1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке